- Работа с прокрастинацией
- Работа с руминациями (навязчивые мысли)
- Работа с перфекционизмом
- Работа с тревогой и страхом
1. Работа с прокрастинацией
- Отказ от идеи необходимости мотивации: пробуем действовать без мотивации
- Принятие ограничений человеческой природы
- Понимание модели прокрастинации помогает снять самообвинение
Мы все знаем, что:
- Надо расставлять приоритеты
- Надо беречь время
- Не надо отвлекаться на пустяки
- Надо «есть слона по частям» – делать дела маленькими порциями, но почему мы этого не делаем?
Рациональный персонаж – это человек, который:
- Всегда действует рационально
- Логичен и последователен
- Всегда действует грамотно в своих интересах
- Не меняет свои предпочтения с течением времени
Но еще Аристотель заметил, что живые люди не всегда действуют наилучшим для себя образом!
Что в реальности
- Мы не логичны
- Мы часто действуем импульсивно
- Мы регулярно меняем предпочтения
- Постановка задачи далеко не всегда приводит к ее исполнению
Мы не роботы, а люди.
Нами руководят не рациональные правила, а механизмы нашей психики.
Обезьянка в голове и модель прокрастинации Т.Урбана
В голове человека: два персонажа
- – рациональный тип, ответственный за принятие решений
- – обезьянка, желающая сиюминутного удовольствия
Работа с прокрастинацией: моделирование процесса
(Модель Т.Урбана, рис.М.Дорофеева)
Модель прокрастинации: панический монстр
Работа с прокрастинацией: приемы самоорганизации
Что помогает «усмирить обезьянку»:
- разумное расходование энергии (на каждое волевое усилие нужен ресурс)
- понятная формулировка задач
- техника «что я могу сделать за 15 мин»
- разгрузка оперативной памяти
- классификация задач (модель «Шкаф-Антресоль-Балкон»)
Метод «Визуализация процесса»
Работа с прокрастинацией: пополнять мыслетопливо
Работа с руминациями (повторяющиеся мысли)
- Обнаруживаем защитный смысл руминации – так психика пытается уберечь нас от ошибок в будущем
- Возникает иллюзия – если я сейчас что-то пойму, моя боль пройдет
- Осознание ловушки руминации – боль не проходит, а усиливается
- Формирование толерантности к неопределенности и ошибкам
- Работа над прощением себя: я не мог все предусмотреть, я всего лишь живой человек
- Принятие собственных ограничений и бессилия (проживание чувства бессилия и отказ от чрезмерного контроля)
Работа с руминациями
- Запись навязчивых мыслей, составление списка:
- записать все навязчивые мысли
- проанализирировать, насколько они верны
- принять решение, необходимы ли они вам в будущем
- Методика «Выделенное время»
- осознание момента, когда появляются навязчивые мысли
- выделение специального времени в течение дня для них
- точное следование расписанию, не уклоняться от «думания» в это время
3. Работа с перфекционизмом. Преодоление страха неудачи.
За перфекционизмом скрывается страх двух видов:
Страх неудачи. Приложить усилия и не преуспеть означает большое личное поражение. И человек вообще не прикладывает усилия.
- Метод «А что если…» (вместе разбираем все реальные последствия неудач)
- Метод «Опыт неудач» (предлагаем вспомнить ситуации, когда неудача случалась – что помогало ее пережить)
- какой опыт неудач был, что помогло
- разрешить себе «сделать на тройку» и не разрушиться при этом.
- Бесплатный продукт – метафорические карты
Работа с перфекционизмом. Преодоление страха успеха.
Страх успеха. Для неуверенного в себе человека успех кажется еще более рискованным. Человек может чувствовать, что не сможет поддерживать высокий уровень ожиданий окружающих, всех разочарует.
Включается «синдром самозванца» – а вдруг меня разоблачат. Если вы уверены, что упадете со скалы, проще на нее не подниматься.
- Работа с родительскими посланиям, сформированная в детстве идентичность:
у тебя всегда получается недостаточно хорошо
- Формула «Я не позволю прошлому определять мое будущее»
- Метод «Визуализация успеха» (см далее)
Работа с перфекционизмом. Визуализация успеха.
- Составьте список преимуществ: что вы получите, если достигнете результата? (напр., начать практику психолога)
- На сессии: визуализируем результат:
- как вы выглядите
- что вы делаете
- как проходит ваш день
- что вы чувствуете
- с кем вы общаетесь
- Ежедневно перед сном вспоминаете эту картину и ощущения, с ней связанные
Работа с перфекционизмом. Метод «маленького шага»
- На сессии обсуждаем с клиентом, какой минимальный шаг в направлении цели мог бы быть безопасным
- Проговариваем, каким образом и когда можно сделать этот шаг
- Проговариваем чувства и состояния, которые возникают при мысли об этом шаге
- Между сессиями клиент делает маленький шаг, фиксирует свои эмоции (отношение – как к эксперименту)
- На следующей сессии – обсуждаем, что удалось, что нет
- Клиент получает поддержку и может планировать следующий шаг
(пример с поиском работы)
Работа с перфекционизмом. Нарциссическая травма.
- Нарциссическая травма – след в личности у тех, кто воспитывался нарциссическими людьми. Повышенная уязвимость к стыду и неуспеху.
- Послание, усвоенное в детсве: ценен не ты сам, а твои результаты.
- В детстве не было достаточной безопасности для риска и развития.
- Человек впадает в стыд при отсуствии подтверждения своей идеальности и грандиозности.
- Самосаботаж – человек говорит, как бы он все изменил, но избегает реальных изменений.
- Ухудшение собственной жизни как способ пассивного самонаказания или манипуляций (нелюбимая работа, рождение ребенка от нелюбимого мужчины, отношения с женатым партнером и др)
- «Вторичные выгоды» – это не вина человека, а его бессознательный способ хоть как-то получить недостающую в детстве безопасность.
Работа с нарциссической травмой
- Работа с нарциссической травмой – ДОЛГАЯ
- Ключевой момент, на котором сосредотачивается терапия – умение выносить реальность без искажений.
- Принятие реального мира и своих ограничений высвобождает огромное количество энергии, которую можно расходовать на свою жизнь.
- Отказ от надежды на идеальные ресурсы и опоры учит пользоваться тем, что реальность может дать. Жизнь становится более наполненной, а человек – более удовлетворенным.
- В терапии это:
- обсуждение того, как устроен мир в реальности
- проживание реальности отношений психолога и клиента (психолог – носитель разочаровывающей реальности, выдержать разочарованность – задача терапии)
Работа с нарциссической травмой
- Важные моменты – принятие человеческих черт психолога (усталость, неготовность брать за вас ответственность и давать пошаговые рекомендации). Выдержать это – значит научиться принимать то, что может дать жизнь здесь и сейчас, а не вкладывать силы в ожидание «идеального приза».
- Формирование готовности делать «достаточно хорошо». Введение модели «достаточно хорошего»: минимального требуемого результата. Делание лишнего – вредно (задавайте себе вопрос «я делаю, чтобы что?»).
- Работа со сравнениями («но другие же могут). Осознание разности ресурсов у разных людей. Иллюзия, что есть «более правильные люди».
Работа с тревогой и страхом
С тревогой и страхом хорошо работает метод. ДПДГ(метод переработки негативных эмоций с помощью движения глаз
- Распознать спонтанную реакцию страха
- Решиться посмотреть в глаза страху, найти причину
- Найти корни страха – родительские послания (интроекты)
- Реалистично оценить ситуацию и спланировать действия
Подробнее о работе с тревогой и страхом:
Работа с тревогой. Признание стратегии прошлого.
- Тревога часто является защитной стратегией, усвоенной в детстве. Жизненный опыт играет ключевую роль.
- Если мы росли в атмосфере хаоса, мы усваиваем, что мир несет в себе опасность (дети алкоголиков).
- В таких условиях умение предчувствовать опасность и оценивать свою уязвимость помогали нам выжить. Распознать «тревожные звоночки» означало сохранить себя. Этот способ укрепился в психике и стал привычным.
- Понимание, что это не недостаток, а то единственное, что мы могли делать в своем опыте – возвращает свободу. Я делал то, что было лучше для меня.
- Сейчас я с самосостраданием смотрю на свое детство и признаю свою стратегию выживания. Перепроживая прошлые чувства, мы можем отплакать и отпустить их.
- Отказ от подхода «немедленно сделать с этим что-нибудь».
Работа с тревогой. Возвращение себе контроля.
Навык «сортировки тревог»
- Что я могу контролировать
- Что я могу контролировать частично, в какой части
- Что нельзя контролировать
С помощью психолога человек учиться принимать и проживать тревогу по поводу событий, которые не поддаются контролю как неизбежную часть жизни. И планировать конкретные шаги относительно событий, поддающихся контролю.
Работа с тревогой. Метод экспозиции.
- Основан на подходе «взглянуть страху в лицо».
- Наиболее типичное поведение при тревоге – избегание. Мы избегаем сложную ситуацию и вначале тревога отступает. Но в итоге тревожность растет: мы убеждены, что опасность, которой м страшимся, очень серьезная и мы не способны справиться.
- Способ уменьшения тревоги – сознательно попадать в ситуацию, которая страшит, и справляться с ней. Это называется экспозицией.
- Чем чаще оказываемся в тревожащей ситуации, тем меньше испытываем тревогу (пример – лекции, собеседования).
- Десенситизация – повторяющаяся экспозиция с целью уменьшения чувствительности к тревожным ситуациям.
Работа с тревогой. Метод экспозиции.
- Составляем иерархию ситуаций или событий, которые вызывают тревогу (последовательность по возрастанию тревоги)
- Формируем «лестницу тревоги»: нижняя ступень – наименее тревожная ситуация, высшая – наиболее тревожная.
- Представляем каждую ситуацию в мельчайших подробностях, задействуем все органы чувств (что мы видим, слышим, обоняем, чувствуем на вкус, осязаем)
- Продумываем способы действий, разные варианты развития событий
- Записываем воображаемую экспозицию (не обязательно, некоторым хорошо помогает)
- Как только в воображении ситуация не вызывает дискомфорта, человек проходит ситуацию в реальности
- Не надо ждать, чтобы тревога ушла полностью. Цель – вывести тревогу на такой уровень, с которым вы могли бы справиться.
- В начале работы с «лестницей тревоги», тревога может возрасти, это нормально и означает, что вы соприкоснулись со своим страхом.
Работа с тревогой. Пример «лестницы тревоги»
Например: тревога перед публичным выступлением.
- ступень: составить план выступления
- ступень: написать выступление
- ступень: выступить дома перед зеркалом
- ступень: выступить дома перед родными
- ступень: обсудить выступление с руководителем
- ступень: выступить в своем отделе
- ступень: выступить перед Советом директоров
«Лестница тревоги» может касаться не одного события, а целого ряда событий, которых вы избегаете.
Работа с тревогой. Осознанность.
- Осознанность – это практика, позволяющая оставаться в настоящем моменте и внимательно наблюдать за тем, что вас окружает.
- Важная составляющая – принятие вашего опыта без вынесения каких-либо суждений о нем.
- Напр., осознанная прогулка – фокусирование внимание на движениях ног, работе мышц, ветре, обдувающем лицо, цветах, звуках и запахах вокруг вас.
- Это непросто. Через 1-2 мин мысли уносятся в прошлое или будущее.
- Следим за блужданием мыслей без какого-либо осуждения.
Работа с тревогой. Осознанность.
- Можно практиковать в течение дня, во время действий (неформальная практика).
- Хорошо развивается в специальных упражнениях (медитации осознанности).
- Лучше всего осознанность развивается в ходе терапии, так как сам процесс терапии – это постоянная осознанность «что со мной происходит».
- Возвращения в настоящее осознание своих переживаний и телесных ощущений.
Работа с тревогой. Как помогает осознанность.
- Тревога возникает при мыслях о том, что может произойти в будущем. Если вы умеете удерживать сознание в настоящем, вы снижаете тревогу.
- Полностью погружаясь в настоящие ощущения, мозг перестает фокусироваться на страхе и обрабатывает информацию от органов чувств.
- Вы чувствуете, что больше контролируете ситуацию, это ослабляет напряжение и тревога снижается.
- Тревожные мысли постепенно начинают восприниматься всего лишь как работа нашего сознания, а не как заведомая правда.
- Вы учитесь тому, что необязательно реагировать на все возникающие мысли и эмоции. Достаточно просто замечать их.
Работа с тревогой. Как повышать осознанность. бесплатный продукт
Работа с тревогой в сессии
- Отказ от избегания тревоги: «это можно переживать, а не подавлять»
- Установка на дружелюбное приветствие любого внутреннего опыта
- Позитивное подкрепление от психолога: вы выдерживаете тревогу
- Заметить, сколько силы и энергии в этом переживании
- Поиск возможности действия – что хочется сделать, что сдерживается
- Найти, какая ценность стоит за переживанием тревоги
Работа с паническими атаками
В гештальт-терапии ПА – следствие прерывания контакта с внешней средой, потеря связи. Задача – соединиться со средой:
- Где вы сейчас находитесь?
- Что вас окружает?
- Какого цвета и оттенка предметы вокруг вас?
- Какой температуры воздух?
- Какие мелкие детали вы видите, на которые, быть может, не обращали внимания раньше?
- Какие запахи вы чувствуете?
- Какие звуки (их громкость, высота, длительность)?
- Найти 5 белых предметов, 5 круглых, 5 прямоугольных и т.д.
Ретрофлексия
- Механизм подавления эмоций, направления эмоциональной энергии не вовне, а на самого себя
- Появляется в детстве, когда ребенок понимает, что вынужден опекать самого себя, о нем не заботятся (родители не поощряют выражение чувств – «не плачь», «что нюни распустил» и т.д)
- Как проявляется:
- навязчивые действия,
- наличие вредных привычек (грызение ногтей, сжимание кулаков, проглатывания),
- разговоры с самим собой,
- нездоровое чувство юмора (когда человек высмеивает сам себя), стыд, смущение.
Работа с ретрофлексией
- Помогаем осознать, какие эмоции в какой ситуации были подавлены
- Осознавая и выражая подавленные эмоции, человек восстанавливает целостность
- Для этого хорошо подходит метод «пустого стула»: понять, к кому могла быть обращена данная эмоция и отреагировать ее (см далее)
- Проработка ретрофлексированной агрессии позволяет восстановить саморегуляцию межличностных отношений
Техника пустого стула
- Помогает отреагировать невыраженные ранее эмоции
- Используется для завершения ситуаций из прошлого («закрыть гештальт») или «репетиции будущего»
- Может применяться по отношению как к актуальным, так и завершенным отношениям
- Если у человека есть невысказанные слова к партнерам, родителям, друзьям или умершим близким
- Если предстоит встреча или переговоры
Техника пустого стула – как проводить
- Представляет на стуле, стоящем напротив него, человека (или часть своей личности), с которым есть эмоциональные проблемы.
- Подробно описать этого человека (внешность: одежда, прическа и т.д).
- Осознать свои эмоции по отношению к ситуации и этому человеку. Рассказать о своих переживаниях.
- Обращатится к человеку на стуле и высказывает ему то, что хочется сказать.
- Осознает, что теперь – какие чувства и переживания.
- Можно продолжить диалог – пересесть на пустой стул и почувствовать эмоции из роли другого человека, выразить их.
- В диалоге может быть несколько «раундов», до момента эмоционального завершения ситуации.