«Нет никакой возможности увести ребенка с улицы. Сначала “сейчасканье”, потом упреки, что другим-то можно, а ему нельзя. Каждый раз дело заканчивается скандалами».
«Наташа не ходит в детский сад, сидит дома с бабушкой. Распоряжается ей как хочет: сядь тут, подержи, крути, давай приходи. Но самое печальное, что это повторяется и на прогулке.
Дочь тянет бабушку, куда ей только надо. То в детский парк, то кататься на трамвайчике, то на спортивную площадку. Бабушке 62 года, и естественно, что она не выдерживает такой нагрузки. Четыре-пять часов на ногах, тут любая молодая упадет.
Пытаюсь урезонить свою барышню, но пользы мало. Все ее обещания только на словах».
Уличные капризы — особый вид детского поведения. Спокойный и покладистый во всех отношениях ребенок становится на прогулке несговорчивым тираном.
Особенно часто они встречаются среди детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, первенцев, детей младшего школьного возраста, чрезмерно загруженных учебой и работой в школе и учреждениях дополнительного образования.
В расписании дня таких детей прогулки не частое удовольствие. Поэтому, вырвавшись во двор, включившись в игру или соревновательную деятельность со сверстниками, они забывают о времени. Зато за ним (временем) часто следят бдительные взрослые.
Няня, неработающая мама или бабушка стремятся обеспечить ребенку максимально комфортные условия, стараются во имя здоровья детей следить за режимом их питания и отдыха. Именно поэтому в число их непосредственных обязанностей входят приготовление пищи, стирка, уборка помещений, забота о том, чтобы в доме, в том числе у ребенка, было все необходимое.
Кроме того, контакты с медиками, педагогами, тренерами-наставниками и другими узкими специалистами тоже входят в круг их обязанностей. Конечно, с детьми еще нужно играть, читать, заниматься, гулять, просто общаться, наконец.
Удовлетворение этих духовных потребностей юных граждан также требует сил и времени, причем немалых. Но… данное «но» предполагает возможность, пусть и частичную, отключения от этих дел, когда ребята подрастают и обретают возможность их самостоятельного выполнения.
Действительно, когда пятилетний малыш самозабвенно играет с машинами или солдатиками или занят новой раскраской, то это время можно спокойно потратить на просмотр, сортировку, починку его же одежды и белья или приготовление ужина.
Здесь и ребенок под присмотром, и домашние дела оказываются сделанными. Иной случай — прогулка. Двор — не всегда безопасное и подходящее место для нее.
Часто возникает необходимость непосредственного присмотра за играющими, резвящимися здесь детьми или же взрослые выступают в качестве сопровождающих лиц, задача которых заключается в доставке, «транспортировке» ребенка к месту назначения.
Парки, зоны отдыха, зеленые площадки, пригородные зеленые насаждения не всегда находятся в непосредственной близости от дома.
Поэтому именно прогулки с детьми становятся психологически трудным испытанием для многих взрослых, занятием, требующим максимальной выдержки, собранности и ответственности.
Далеко не каждый родитель, а тем более человек преклонного возраста решится стать участником подвижных игр детей на воздухе. Бегать, прыгать, лазать, гонять мяч, возиться в песке или снегу под стать не всем.
Уже через 20—30 минут от статичной позы (особенно стоя) чувствуется усталость, хочется присесть, что не всегда возможно. В условиях нашего климата, который весьма далек от субтропического, даже поздней весной и ранней осенью бывает довольно прохладно.
Активно двигающимся детям все нипочем, а вот пребывающим в вынужденном бездействии взрослым приходится туго. Размашистые движения детей вызывают беспокойство и тревогу. Их хочется поскорее остановить.
Первые робкие призывы: «Не пора ли домой?» — обычно остаются без ответа. Вытерпев положенные час-полтора, взрослые выражают уже настойчивое требование. Но ребенок, который, что называется, разыгрался, игнорирует и их. Вот здесь-то и наступает переломный момент.
Либо мы предоставляем ребенку возможность удовлетворять свои потребности в активном взаимодействии со сверстниками целиком, а воспитание в нем чувства ответственности и чувства меры откладываем на потом, либо мы будем, руководствуясь благими пожеланиями и опираясь на доступные нам средства, препятствовать этому.
Второй случай и приводит к появлению уличных капризов. Любой взрослый человек на прогулке в присутствии посторонних людей ведет себя сдержанно. И чем сильнее он сдерживает себя, тем большим становится эмоциональное напряжение, которое грозит обернуться срывом, скандалом. Дети гораздо менее нас, взрослых, обременены социальными условностями.
Их публичные ответы и поведение мало чем отличаются от обычных. Но то, что допустимо в стенах дома, становится угрозой нашему авторитету на улице.
Повторять в который раз одно и то же — просто неприлично, прибегать к наказанию не позволяют социальные условности. Дети без всяких разъяснений, чисто интуитивно, чувствуют это и стараются воспользоваться своим моральным преимуществом.
Избежать появления уличных капризов можно, но для этого требуется существенная подготовительная работа по переделке сложившихся установок.
Выше уже упоминалось, что уличные капризы чаще встречаются у «несадиковских» детей и детей, чрезвычайно загруженных различными делами и обязанностями.
Если сделать прогулку, а еще лучше прогулки делом ежедневным и обязательным, то острая потребность затянуть их на возможно большее время обычно отпадает. Чтобы добиться этого, нужна кооперация. Один взрослый человек действительно не может разорваться.
Выбор тут невелик: заниматься либо домом, либо детьми. А вот если скооперироваться с соседями по дому, приятелями и приятельницами, то проблему можно решить довольно просто.
Вы соглашаетесь какое-то время присматривать за своими и чужими детьми, но взамен приобретаете возможность оставлять своего под присмотром других взрослых.
Таким образом можно убить сразу нескольких зайцев: справиться с домашними делами, обежать магазины или сходить в парикмахерскую, просмотреть периодику и в то же время быть спокойным за своих отпрысков, которые не предоставлены сами себе, а гуляют под присмотром.
Второй шаг — это приучение детей к разумному самоограничению, выработке у них чувства ответственности. Общих рецептов в этом вопросе быть не может. Все дети разные, и воспитывать каждого нужно по-особенному Третий шаг — это наличие предварительной договоренности.
Школьники и старшие дошкольники вполне способны понимать разумные доводы взрослых. Но есть одно маленькое условие: договариваться надо заранее. В состоянии азарта, творческого воодушевления они забывают о своих обещаниях, и задача взрослых — напомнить о них.
Дети должны четко усвоить, что, помимо их интересов, есть интересы других людей, а самый любящий родитель — не автомат по удовлетворению их желаний, а живой человек. Ребенок должен научиться понимать слова. Но «тренировать» его в этом умении лучше не во время прогулки.
Если все-таки скандал произошел и ребенок устроил очередной спектакль во дворе или другом общественном месте, не упрекайте его в невоспитанности, недостатке любви к вам, лучше еще раз проанализируйте свои действия и постарайтесь найти в них ошибку. А уж исправлять ее или мириться с ее существованием — решать вам.