НЛП техники уже давно зарекомендовали себя с наилучшей стороны, многие ими пользуютя и не подозревают об этом
Как жить, чтобы жить хорошо
Рассказывают, что однажды ученик спросил учителя о том, что такое свобода.
– Какую свободу ты имеешь в виду? – спросил его учитель. – Их ведь на самом деле три. Первая свобода – это глупость. Эта свобода похожа на лошадь, которая опрометчиво сбрасывает с себя своего всадника, чтобы потом ощутить себя в еще более крепкой и жесткой узде.
Вторая свобода – это сожаления. Эта свобода моряка или пассажира судна, который после кораблекрушения цепляется за обломки, вместо того чтобы сесть в спасательную шлюпку.
Третья свобода – это понимание. Эта свобода приходит только после глупости и сожаления. И похожа она на росток, который стоит и растет только потому, что он уступает там, где он слаб.
– Неужели это все? – спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель, – но это свобода не для всех, а только для тех, кто позволяет думать Великой Душе, живущей в каждом из нас.
Тех, кто дает ей возможность проявляться, эта Великая Душа приводит к счастью – как река пловца, когда он, устав, отдается воле волн и течений, которые объединенными усилиями выносят его к желанному берегу.
Эта притча с максимальной точностью передает и описывает важнейший момент обретения счастливой судьбы: жизнь при всей ее уникальной сложности довольно-таки проста, а мир, в котором мы живем, добр, разумен и полон всего необходимого.
А значит, чтобы все было хорошо, необходимо (а порой и достаточно) просто вписаться в поток (main stream) и плыть себе – но желательно по фарватеру и стрежню, чтобы быстрее достичь цели. Легко и свободно. Без усилий и суеты.
Карта реальности
Карты реальности. Представьте себе двух близнецов, которые, едва научившись ходить, решили познакомиться с таким «фрагментом реальности», как собаки.
Поскольку знакомство это у них было действительно первым, никаких карт по поводу означенных животных оба не имели.
В силу каких-то обстоятельств они пошли знакомиться с собаками (точнее, с тем их славным представителем, который жил во дворе) в разное время.
И первый близнец пришлепал к ней тогда, когда собака эта пребывала в глубокой эйфории по поводу только что съеденного сытного обеда, потому охотно подставила свое розовое пузо и даже просто позволила с собой поиграть. В результате в разделе «собака» в картах этого близнеца практически навсегда оказалось записано «милые, добрые, ласковые и пушистые».
Второму малышу не повезло – он подошел к собаке в тот момент, когда она либо догрызала особо вкусную кость, либо просто была чем-то недовольна, отчего зарычала, а то и загавкала на ребенка и даже попыталась его укусить.
Как результат, в системе его карт в разделе «собаки» появилась (опять-таки практически навсегда!) запись «страшные, злые, рычащие и кусающиеся».
Надеюсь, вам теперь ясно, что просто собак теперь не будет ни у первого, ни у второго из близнецов (как нет просто реальности ни у кого из живущих на этом свете людей, кроме разве Просветленных).
И что первый спокойно и непринужденно будет общаться и взаимодействовать даже с мастифами и пит-булями, тогда как второй будет десятой дорогой обходить той-терьеров и болонок.
И что характерно, первого из этих близнецов эти самые мастифы и пит-були просто не тронут, тогда как второго будут облаивать и болонки и той-терьеры.
Причем не только потому, что собаки нутром, точнее, собственным бессознательным чуют то, как к ним относятся, и соответственно и реагируют, а скорее оттого, что Реальность вообще зеркальна по отношению к нашим картам.
И если в них есть нечто плохое относительно себя, других и мира, это самое плохое в себе, этих самых других и в том же мире непременно и отыщется, и откроется – как, впрочем, и наоборот (это я про хорошее).
Именно поэтому одной из базовых посылок все той же Восточной версии нейро программирования выступает положение, согласно которому качество жизни человека ничуть не лучше качества его карт, потому как наши представления (карты) о себе, других и мире носят характер само реализующихся пророчеств и само оправдывающихся предсказаний
Так вот, продолжая тему денег, не могли бы вы ответить, по каким правилам вы живете относительно этого «предмета»? «От трудов праведных не наживешь палат каменных»?
Ну, тогда вы точно будете жить в коммуналке. А если чисто случайно обретете пресловутые каменные палаты, изведете себя мыслями о том, что, скорее всего, нажили их неправедным образом.
И в итоге либо просто зас…, простите, загадите (в отместку) означенные палаты, либо просто уничтожите, сдуру отдав (передав) кому-то другому или даже совсем глупо – посредством пожара…
Теперь – но уже совсем немного – поговорим о программах жизнедеятельности. Скажите, вы помните, как учились водить автомобиль или (если вы его не водите) писать (буковки и циферки)?
Помните, как это было невыносимо тяжело: сознательновыжимать сцепление, переключать скорость, подгазовывать, видеть, что машина за это время самостоятельно уехала совсем не в ту, куда надо, сторону (или опять-таки сознательно, до ряби в глазах, выписывать палочки, кружочки и крючочки)?
Так когда-то было, а теперь, ни о чем ни задумываясь, вы, совершенно бессознательно, шастаете на «железном коне» по переполненным такими же, как и вы, автолюбителями (действительно любителями – на метро ведь теперь куда быстрее…) улицам.
Или так же бессознательно, задумываясь только о том, что писать (но уж никак не думая – как…) пишете нечто (надеюсь) разумное, доброе и вечное…
Так вот, программы жизнедеятельности в сути своей и представляют бессознательные(более чем на 90 %)последовательности умственных и прочих действий, возникающие на почве и при участии соответствующих карт.
В основе – остроумное замечание отца ребефинга Л. Орра о том, что человеческий мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего. Думающий может думать что угодно, осмысливая бытие (как это принято говорить среди философствующей интеллигенции).
Девяносто четыре процента программного обеспечения нашего мозга-компьютера находятся в бессознательном. Доступ в это самое бессознательное специально ограничен матерью-природой по целому ряду причин.
Именно поэтому все ваши попытки только лишь сознательного изменения собственной жизни («С завтрашнего дня я буду жить совсем по-другому!») изначально и заведомо оказывались обреченными на провал ведь вы апеллировали только к 6 % программ и планов своего поведения, в то время как 94 % оставались абсолютно незатронутыми вашими благими пожеланиями.
А делать это вы будете с использованием самых современных и эффективных психотехнологий, какие только существуют в психологической науке.
Как формируется программное обеспечение человеческого биокомпьютера? В отличие от весьма быстро загружаемых «Пентиумов» – не сразу и не через дисковод.
Начиная с момента нашего рождения, с помощью окружающих и окружающего происходит интенсивное программирование нашей психики – посредством трех основных процессов: импринтирования (мгновенного восприятия или буквально «впечатывания» в мозг программ в моменты импринтной уязвимости); обусловливания(более медленного усвоения программ за счет их подкрепления или неподкрепления со стороны других или среды);
обучения (заучивания программ путем сознательного многократного повторения). При этом воспитание, которое осуществляет семья и школа, обычно сводится к использованию всех трех вариантов программирования.
Например, желая приучить вас к чему-то разумному, доброму и вечному, ваш папа может улучить момент, когда вы совершили противоположное этому, и так отодрать вас ремнем, что болевой шок мгновенно создаст ситуацию импринтной уязвимости, и вы навсегда будете заимпринтированы на неделание данного конкретного неразумного, недоброго и временного (правда, делать разумное, доброе и вечное вы, скорее всего, тоже не будете).
Или, если ваш папа придерживается более демократических взглядов, для воспитания в вас этого самого разумного, доброго и вечного он может прибегнуть к обусловливанию и, например, всякий раз вознаграждать вас конфетой за «правильные действия».
Или, ежели ваш папахен – приверженец традиционных взглядов, он прибегнет к обучению и будет долго, занудно и не очень, кстати, эффективно объяснять вам, «что такое хорошо, а что такое плохо» (В. Маяковский). Разумеется, что процесс этот двусторонний: не только вас воспитывают, но и вы воспитываетесь сами.
Например, если вас, бесстрашно и любознательно сунувшего свой нос в чужую собачью будку, как следует покусала дворовая псина, вы можете до конца своих дней быть заимпринтированным на страх перед собаками.
Или будете обходить их седьмой дорогой по причине обусловливания – например, когда все ваши встречи с четвероногими друзьями человека заканчивались их рычанием и вашим испугом.
Или станете презрительно отворачиваться от «паскудных шавок», потому что именно так называл этих братьев наших меньших ваш папа, каковой сопровождал данную свою сентенцию поучениями и нравоучениями «обучающего плана».
Что получается в результате программирования вашей психики за счет импринтирования, обусловливания и обучения? Возникновение вашего собственного туннеля реальности.
Ведь индивидуальные «карты», складываясь воедино, образуют ваш собственный туннель реальности – вторичную реальность, в которой вы и живете. В этой весьма субъективной реальности, в частности, нет просто собак – есть «опасные зверюги» или «добрые ласковые существа».
Так вот, пребывая в этой жизни, мы видим не всю ее, а только лишь то, что позволяет нам увидеть наш собственный туннель реальности. Сверните-ка свои ладони на манер подзорной трубы и посмотрите через них на окружающий мир. Что вы увидели?
Маленький-маленький фрагмент действительности… А теперь представьте, что эта самая ваша подзорная труба жестко зафиксирована.
Оцените, используя все ту же десятибалльную шкалу, что такое успех лично для вас, т. е. в какой степени в вашей модели успеха выражены достижение; одобрение (принадлежность); власть.
Хотя бы вчерне, но все-таки ответьте на четыре вопроса о своей жизни:
- имею и хочу иметь;
- имею, но не хочу иметь;
- не имею, но хочу иметь;
- не имею и не хочу иметь.
Если же мы оказываемся «второгодниками», то не пройденный и не усвоенный жизненный материал раз за разом будет предлагаться нам для обучения и осмысления. И одни и те же события и обстоятельства будут нас буквально преследовать, повторяясь с периодичностью и неумолимостью смены времен года.
А если мы окажемся столь бездарны, что на обучение нам не хватит всей жизни, в следующий раз нам придется вновь возвращаться в тот класс, в котором мы застряли, – или даже на ступеньку ниже. Причем за нашу лень и неспособность будем расплачиваться не только мы, но и наши дети – в полном соответствии с библейским «отцы ваши ели кислый виноград, а на губах у вас оскомина…»
Не знаю, как для вас, а лично для меня в вышеприведенной гипотезе о цели и смысле жизни (заслуживающей право на существование хотя бы потому, что ее разделяют все не закостеневшие религиозные конфессии и все подтвердившие себя духовные практики).
Чрезвычайно важной оказалась именно та ее часть, согласно которой если мы на пути к высшему сознанию и плану существования не достигаем определенного уровня своего развития (или просто останавливаемся на своем пути самосовершенствования), то будем просто обречены, как пишет Дж.
Грэхем, «циркулировать по одному и тому же кругу». А значит, никуда не денешься – приходится быть упорным и очень-очень настойчивым в выполнении своих жизненных задач.
«Хорошо, но каких именно?» – спросите вы. Вопрос, как говорится, интересный. Чтобы ответить на него, многим не хватило всей жизни. Вам же, скорее всего, повезет. Вы сможете определить задачи собственной жизни и даже определиться в вопросе об их выполнении.
Оценка жизненной ситуации
Работа
- Имею ли я четкое представление о своей работе и ее целях?
- Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей?
- Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?
- Какую работу я хочу выполнять через десять лет?
- Есть ли у меня воодушевление и мотивация?
- Что является для меня мотиватором сейчас? А через пять лет?
- Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?
К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?
Хозяйство
- Каково мое экономическое положение?
- Есть ли у меня личный бюджет – каков он и придерживаюсь ли я его рамок?
- Сколько у меня долгов?
- Получу ли я в случае необходимости кредит?
- Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы?
- Какие меры я могу в случае необходимости применять для улучшения экономического положения?
Физическое состояние
- Какова моя общая форма?
- На чем основана моя оценка?
- Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача (на общих, специальных осмотрах)?
- Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?
- Достаточно ли я сплю?
- Питаюсь ли я правильно?
- Каков мой вес?
- В каких количествах употребляю алкоголь?
- Забочусь ли я о «строительстве» своего тела?
- Какие меры я могу принять для улучшения своего физического состояния?
Социальное состояние – человеческие отношения
- Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? А как я их учитываю?
- Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
- Интересует ли их мое мнение?
- Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?
- Умею ли я слушать?
- Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике?
- Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?
- Как я забочусь о дружеских отношениях?
- Как я могу развивать свои отношения обратной связи?
Моральная готовность – психическое состояние
- Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?
- Читаю ли я регулярно газеты, еженедельные издания, специальные газеты, литературные произведения?
- Слежу ли я за новостями дня: по газетам, радио, ТВ?
- Посещаю ли я учебные мероприятия, собрания, конференции, специальные курсы, занимаюсь ли самообразованием?
- Участвую ли я в совместной деятельности по развитию: в кружках, в объединениях?
- Есть ли у меня личный план развития?
- Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние?
Семейная жизнь
- Понимаю ли я значение семьи?
- Какова моя семейная ситуация на сегодняшний день?
- Изменится ли она в ближайшие годы и как?
- Уделяю ли я достаточно времени своей семье?
- Есть ли в моей семье общие увлечения?
- Знаю ли я членов своей семьи – их потребности и мнения?
- Могу ли я создать в своей семье открытую и душевную атмосферу?
- Создаю ли я в своей семье надежные условия?
- Как я могу развивать свою семейную жизнь?
Права и свободы человека
Прежде всего, став самоподдерживающимся, самоактуализирующимся и личностно устойчивым, вы наконец-то сможете уверенно и спокойно (а не истерично и «с боем») реализовать свои права и пользоваться этими правами. Нет, я не о правах человека, сформулированных ООН. Речь здесь идет о психологических правах любого из нас, сформулированных К. Келли. Вот они (По: К. Рудестам «Групповая психотерапия»):
- право быть независимым
- право на успех
- право получать то, за что платишь
- право иметь права
- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя
- виноватым или эгостичным
- право просить то, чего хочешь
- право делать ошибки и быть ответственным за них
- право не быть напористым
- (т. е. не участвовать во всеобщих крысиных бегах)
Энэлперы добавляют к этому еще несколько прав – пять базовых свобод В. Сатир (по: М. Аткинсон. Материалы тренинга «Лечение пищевой и алкогольной зависимости» – ИГИСП):
- свобода ощущат
- свобода думать и интерпретировать то, что думаешь свобода чувствовать
- свобода желать и выбирать
- свобода воображать.
А еще – присовокупляют к этому свою искреннюю и глубокую убежденность в том, что все мы абсолютно свободны:
видеть и слышать то, что есть, вместо того, что должно быть, было или буде говорить, что мы чувствует и думаем на самом деле, вместо того, чтобы говорить о том, что нам следовало бы чувствовать и думать , просить того, чего мы хотим, вместо того, чтобы ждать разрешени, рисковать на свою ответственность вместо того, чтобы бояться «раскачать лодку».