Сценарий жизни – это судьба которую мы выбираем

Сказка – мечта о прекрасном

Через сказки закладываются наши ожидания и представления об отношениях

Сказка Золушка

Очень трудолюбива и добра, должна терпеть унижения со стороны властной мачехи и сводных сестер, выполнять все их требования, даже бессмысленные, ради счастья отца. Жить в нищете.

Смиряться с тем, что её желания не осуществляются. Крестная помогает и даже отчасти настаивает на том, чтобы она осуществила свое желание танцевать на балу. Одевает её красиво, добавляет признаки роскоши (карета, хрустальные туфли…), и только тогда она знакомится с принцем.

Каким должен быть принц? “Принц не отходил от нее ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете, даже о том, что ей надо уехать вовремя, и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь”. Мужчины сильные, но отстраненные. Она мягкая, подчиняемая, слабая.

Золушка может все потерять в одну минуту. Счастье дается лишь на время.

Затем Золушка скрывается от принца, т.к. не он отвергнет её в нищенской одежде.

Но он находит её и она вновь обретает красоту. По одним трактовкам он влюбляется в красоту, по другим трактовкам сказки он по достоинству оценивает её доброту.

Если кропотливо много работать (даже если задания бессмысленные), терпеть, мучиться, подчиняться, отказывать себе во всем и быть хорошей, то непременно найдется Принц, который отыщет и превратит в принцессу.

Соотнесите с реальностью

Мать властная, а отец подчиняемый, даже отношения с дочерью зависят от матери. Агрессия и пренебрежение со стороны матери, а также эмоциональная холодность и дистантность со стороны отца.

Ранее отношения с отцом и матерью были скорее всего теплыми. А потом изменились. Появление мачехи,  рождение братьев, сестер, другие причины, в том числе конкуренция с родной матерью за внимание отца. В ответ ревностный контроль со стороны матери и унижения.

С детства перегруженность взрослыми обязанностями по семейным делам. Ценность героини стала определяться только тем, насколько хорошо она выполняет свои обязанности, насколько соответствует требованиям социального окружения. Никого не волновало, что чувствует Золушка, чего она хочет, как ей живется.

Нарушения коммуникаций в семье. Ее либо используют, либо ею пренебрегают. Выраженные Золушкой  желания либо не слышатся, либо высмеиваются, в то время как сообщения других членов семьи понимаются без искажений.

Реальность

Разные требования к детям.

Золушку не готовы отпустить из семьи в замужество. Ей мешают осуществить попытки попасть на бал.

Роль козла отпущения в семье, отвержение, ощущение себя сиротой. И дочь тоже может отвергнуть психологически мать и представить, что теперь с ней живет мачеха.

Нарциссические фантазии могут выполнять защитные функции, поддерживая мечты Золушки о ее избранности, непохожести на других, а также о совсем другой жизни, где она делает нечто противоположное тому, с чем сталкивается ежедневно: хорошо одевается, развлекается, танцует, пользуется всеобщим вниманием и уважением.

Она самая красивая, самая умелая, лучше всех разбирается в красоте и домашних делах.

Все или ничего – тщательно скрываемым девизом Золушки. Свергнутый с трона ребенок готов терпеть и ждать, ждать своего звездного часа, своего принца, который восстановит справедливость. Уровень притязаний Золушки – это роль королевы, которая сможет повелевать всеми, прежде всего – обидчиками: мачехой и сестрами.

А из какой сказки ваш партнер?

С каким сказочным героем вы ассоциируете своего партнера?  А еще лучше, если вы можете узнать, с каким сказочным героем он ассоциировал себя в детстве. Какая у него была любимая сказка?

Какие у него главные качества? Какое у него окружение?

Какая у персонажа судьба (учтите динамику развития)? Какой внутренний конфликт?

Что нужно этому герою, чтобы достичь любви? Какое у него отношение к противоположному полу? Как он выбирает партнера?

Необходима ли внешняя помощь или он сам достигает своего счастья?

Какие у него ресурсы? Какой его “девиз по жизни”?

Золушка: истоки

Примеры сказок: “Золушка”, “Принцесса на горошине”, “Морозко”, “Крошечка-Хаврошечка”.

У девочки ощущение постоянной угрозы быть отвергнутой, если она не будет соответствовать родительским требованиям. С родителями не формируется опыт безопасной привязанности.

Для неё устанавливаются жесткие правила, множество запретов и долженствований, нет личных границ, не развивается чувствительность к собственным нуждам, импульсам, желаниям. Нет навыка делать свой собственный выбор, предъявлять себя, ставить и отстаивать границы допустимого в отношениях.

Золушке внушается, что она сама по себе не имеет ценности. Поэтому она должна постоянно быть хорошей для других, тогда её будут хвалить. Отсюда страх совершить ошибку, это угроза разрушению “Я”, потери своей ценности, нужности.  Страх отвержения, лишения любви близких.

Нет контакта с отцом, папа либо формально присутствует, либо подчиняется властной матери, не защищает дочь. Золушке нужно угождать обоим родителям, чтобы заслужить любовь и признание.

Золушка: проявления сценария

Всегда готовы помочь, поддержать других, даже если это неудобно для них самих. Собственные импульсы и желания труднодоступны. У них низкая самооценка, комплекс отличницы, страх ошибок, отвержения.

Сложности с выбором, проявлением инициативы, т.к. нет опоры на внутренние критерии и ориентиры. Сложно определиться, какой мужчина им нужен. Поэтому соглашается на того мужчину, который выбрал её.

Для мужчин она хороший друг, поддержка и опора. Ценит отношения, но не чувствует себя в них устойчивой, “на птичьих правах”, “никто и звать никак”. Держится за любые отношения, смертельно боится потерять их, как в детстве. Она как будто остается послушной девочкой. Проявлять зрелую женственность и сексуальность для неё неправильно и непонятно.

Золушка не чувствует и не отстаивает свои личные границы. Она полностью подстраивается под правила своего мужчины. Многие эксплуатируют её, даже дети. Соглашается на длительные неприятные условия в отношениях.

Будет годами ждать развода своего любимого, винит себя в недопустимых действиях близких. Чем хуже будет вести себя мужчина, тем больше Золушка будет стараться заслужить любовь, пока ресурсы не истощатся.

Без терапии может выйти из сценария, если старшая подруга подберет для неё принца либо если повезет с доброжелательным мужчиной, который отогреет её и насытит потребность в безопасной привязанности.

Золушка: коррекция

Обращаются, чтобы помочь близким или чтобы им помогли повлиять на близких, либо на грани истощения. Не могут больше справляться хотят набраться сил, чтобы вернуться к прежнему объему нагрузки. Или чтобы узнать, “в чем именно я не такая, почему не заслуживаю хороших отношений”.

При истощении работать на накопление ресурса и стараться направлять его на заботу о себе, самоподдержку.

Золушка: коррекция

Моделировать восхищение отцом, поднимая ощущение ценности и достоинства.

Работать с выстраиванием границ, осознанием того, что желаемо, а что неприемлемо в отношениях.

Учиться заявлять о своих потребностях, защищать себя и настаивать на соблюдении собственных границ.

Помогать проявлять подавленные чувства – страх и гнев по отношению к отцу, матери, а затем к другим людям.

Учить говорить отцовской фигуре “нет”, настаивать на собственном месте ребенка в родительской семейной системе, полученном по праву рождения: я – твоя дочь. Принятие того, что свое место не надо заслуживать, его нельзя потерять за плохое поведение.

 Учиться определять свои желания, цели и потребности, заявлять о них. Учиться выбирать хорошее для себя, в том числе отношения. Учиться поддерживать положительную самооценку, формировать свое окружение, дистанцироваться от токсичного общения.

Золушка: пример трансформации

Сильные стороны: доброта, чуткость к нуждам других, забота, хозяйственность, упорство, важность отношений.

Отвергаемые стороны: свои потребности, границы, статус.

Возможный переход в роль Хозяйки, способной заботится о себе, признающей право на власть, статус, полноправное партнерство.

Уверенная хозяйка с любящим мужем и уютным домом.

Заколдованная: истоки

Примеры сказок: “Царевна-лягушка”, “Царевна-лебедь”, “Русалочка”.

Нет ценности, близости, границ. Тотальное отвержение со стороны отца, разочарование. Либо папа хотел мальчика, либо отождествляет дочку с нелюбимой женой. Травматичные отношения с отцом.

Либо если девочка в сознательном возрасте отказывается от плохого отца или семьи и становится свободной от семейного насилия и в тоже время отрезанной от своего рода.

Заколдованная может испытывать чувство вины из-за предательства семьи и может бессознательно воспроизводить семейный симптом, тяжелую судьбу, жизненный сценарий или следовать деструктивным родительским предписаниям.

Заколдованная: проявление сценария

Из-за отсутствия ощущений своей ценности и границ она часто попадает в тяжелые истории, в т.ч. деструктивные отношения. Склонна к саморазрушающему поведению. Подсознательно ждет плохого отношения к себе, особенно от близких. Сама себя отвергает и проецирует отвержение на других. Легко устанавливает отношения и быстро рушит. Это может длится какой-то период, либо постоянно.

Возникает ощущение нереальности происходящего. Все было хорошо и вдруг из-за какого-то слова или поступка разрастается скандал и отношения разрушаются без возможности спасти.

Заколдованные могут бессознательно провоцировать партнера на отвержение, иррациональные поступки, агрессивное или рискованное поведение.

Можно выйти из сценария самостоятельно, если ценность отношений высока для обоих партнеров и могут выдержать резкие перепады. Кроме того необходимо постоянное подтверждение ценности, запрет на саморазрушение и большая степень принятия со стороны авторитетной, желательно мужской фигуры, замещающей отца.

Заколдованная: коррекция

Наращивать личную ценность и собственные границы.

Уделять много внимания самопринятию и самоподдержке. Вырабатывать способы останавливаться, когда начинает саморазрушение.

Работать с принятием хорошей части отцовской фигуры. Поработать над принятием сильных сторон семьи и отказом от деструктивных. На символическом уровне помочь вернуться в семейную систему, чтобы могла допустить возможность быть принятой и вместе с тем сохранить себя.

Учить различать факты и интерпретации. научить конструктивно без оценок выражать негативные эмоции. 

Заколдованная: пример трансформации

Сильные стороны: способность трансформировать реальность согласно своему внутреннему состоянию, менять мир и влиять на людей.

Отвергаемые стороны: достоинство, опора на хорошее в себе и отношениях, хорошее наследие рода.

Возможный переход в роль Обыкновенной женщины. Основной наращиваемый навык – различение фантазий и реальности, умение совершать позитивные изменения в реальности, отказываться от саморазрушения.

Какие мужчины бывают

Мальчик выбирает папу и конфронтирует с мамой. При этом развивается фоновое чувство вины, ведь он предает её. Отношения с мамой вытесняются и переживания переносятся на близких женщин.

Тягостные беспричинные страдания вызывают тревогу, т.к. не находится явных объяснений, он не делает ничего, за что можно было бы быть виноватым. И тогда он может неосознанно совершать промахи, чтобы все встало на свои места и успокаивается.

Если эти ошибки не причиняют боли партнерше и сами отношения ценны для обоих, то отношения могут быть длительными, постепенно происходит подстройка к особенностям.

Иногда поступки настолько нелогичны для самого мужчины, как будто он вынужден это сделать, что в семье это замечают. Так проявляется инфантильность мужчины, как будто поведение само им управляет. 

Мальчик выбирает папу и конфронтирует с мамой. мужчина остро конфронтирует с женской фигурой и переносит на других женщин. Если мать при этом сознательно любима, ведь “мама есть мама”, то вся конфронтация достается близкой женщине, на неё проецируются все теневые стороны матери.

Он воюет за всех мужчин против всех женщин, ведь “все они одинаковые”. Подсознательно  противостоит сильной материнской фигуре, поэтому задавливает силу женщин. Поддерживает миф о превосходстве мужчин над женщинами.

Если динамика слабая, то будет крепкая традиционная семья, этому способствует социальное подкрепление. Если выраженность ненависти высока, то отношения портятся, может быть тирания, женщина становится жертвой. Такое поведение мужчины тоже инфантильно, ответственность за насилие приписывается женщине, “она меня провоцирует”. 

 В конфликтах между матерью и отцом, мальчик выбирает папу, но не борется с мамой.

Если ребенок идеализирует родителей, они оба остаются для него хорошими

И тогда вину за то, что отношения у них не ладятся, мальчик берет на себя.

Он делает вывод: “Я плохой!”

В отношениях он будет выбирать женщин, которые им вечно недовольны, холодных, высокомерных, отвергающих, что подтверждает их установку.

Если партнерша любит мужчину, хоршо к нему относится, то мужчина бессознательно саботирует, убеждает женщину, что он её недостоин, плохая партия для неё. В итоге может разрушить отношения.

На сознательном уровне он может вкладывать много сил, души в совместную жизнь. Но мешает внутренняя установка: “Я плохой для любых отношений, я не создан для того, чтобы меня любили, в отношениях меня преследуют неудачи”.

В конфликтах между матерью и отцом, мальчик выбирает папу, но не борется с мамой.

Если предметом конфликта родителей было какое-то недопустимое (реально или мнимо) поведение отца, – и мальчик не выразил свою конфронтацию маме напрямую, то он конфронтирует с ней на символическом уровне. Он присваивает себе порок отца, иногда в усиленном масштабе.

Проявляться это поведение может не все время, а с момента создания отношений. Поэтому часто идет обвинение женщины в том, что поведение мужчины изменилось. Снова инфантильный перекос, ответственность приписывается другим людям.

Родители конфликтуют, а ребенок не может выбрать к кому присоединиться, он лоялен к обоим. Застревает в этом выборе. Одна из возможных форм этого сценария – невыбранная идентичность. В жизни ситуации определенного и неоднозначного выбора невыносимы для него, т.к .возвращают его к тому травматичному выбору из детства.

В результате несделанного выбора формируется внутренний раскол, как будто проигрываются оба варианта выбора. Эти части личности несовместимы, у них могут быть разные цели, желания, мотивы, чувства, как будто два человека уживаются в одном. Ощущение большой внутренней неустойчивости.

Эти части личности конфликтуют друг с другом, как родители. Поступки его могут быть непоследовательны, как если бы то одна часть его личности принимала решение, то другая. Выраженность  внутреннего конфликта приводит к разным по тяжести нарушениям от  диффузной идентичности до диссоциативного расстройства.

Сложно сделать выбор чего-то одного (например, работы, партнера и т.п.), любой вариант кажется заведомо плохим, ведь сам выбор негавен.

Присуще черно-белое мышление. Человек может не замечать других вариантов выборов, застревая на двух. Часто создает любовные треугольники, как будто для каждой части личности нужна своя пассия. Потому обе партнерши одинаково важны.

Внутренняя установка: “невозможно совмещать, создавать и иметь все важные свойства и переживания в одних отношениях”.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *