Секреты воспитания вашего ребенка

Методика рисунок семьи

Инструкция 1: “Нарисуй свою семью”. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово “семья”, а если возникают вопросы “что нарисовать?”, следует лишь еще раз повторить инструкцию.

Инструкция 2: “Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом”.

Обычно задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло).

Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: “Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?”, “Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?” и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь …. билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Правила интерпретации:

Правило 1
В рисунке семьи случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение.


Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:
1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные.

Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».


2. Полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в
эмоциональном мире ребенка.

Правило 2
Если на рисунке семьи отсутствует сам автор рисунка, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях:
1. Либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми типа: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место», либо
2. «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Все уже »схвачено» в этой структуре, но меня это мало волнует».

Правило 3.
Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка.

Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

Правило 4
После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли.

Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или Фея.

Правило 5
Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка. Поэтому эти потребности он удовлетворяет в своей фантазии, в воображаемых отношениях.
Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать» ребенку недостающее.

Или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно родители. Так, образ Феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.


Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственные усилия.

Правило 6
Внимательно рассмотрите кто на листе расположен выше, а кто – ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.
Для этого ребенка самый главный в семье — телевизор. А для этого ребенка — бабушка.

Правило 7
Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Правило 8
Как я уже говорила, пространство листа есть аналог пространства жизненного мира человека. И также как в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек стремится занять столько места собой и продуктами своей деятельности, сколько, по его мнению, он «заслуживает».

Причем, делается это, как правило, бессознательно. Иными словами, если кто-то мало значит сам для себя, то он займет мало места в жизненном мире, реализует лишь малую часть своих возможностей, а рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть.

Большая часть листа останется пустой. Поэтому если человек «мельчит» изображение на листе, то у него в данный момент низкая самооценка.

Правило 9
Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а большая нижняя масть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получается».

Если же группа маленьких фигур изображена внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний. Здесь «послание» уже другое: «Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».

Правило 10
Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Например, для этого ребенка папа находится в близком психологическом контакте только с автомобилем. А для этого ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте только со своей мамой, т.е. с бабушкой.

Правило 11
Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.

Перейдем теперь к правилам интерпретации «искажений» ребенком изображения человека. Не забудьте, что по тем же правилам можно интерпретировать и рисунок взрослого человека.

Правило 12
Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Мир социальных норм для взрослого человека — это его работа, учеба, карьера, отношения с начальством. А для ребенка — это жизнь в детском саду, школе, отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни.

Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей. Рассмотрим теперь символический смысл частей тела человека, начиная с головы и лица.
Уже очень маленький ребенок считает свою голову чрезвычайно важной частью собственного тела. он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой.

Правило 13
Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Например, на одной рис. самый «умный», по мнению ребенка, — папа. А на другом — сам автор рисунка. Теперь посмотрим, как нарисованы глаза.

Как вы думаете, для чего человеку глаза? Если вы думаете, что для того, чтобы рассматривать окружающие предметы, то вы глубоко заблуждаетесь, по крайней окружающие предметы, то вы глубоко заблуждаетесь, по крайней мере с точки зрения совсем маленького ребенка.

С его точки зрения, глаза вам даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач — это первый естественный способ выражения ребенком запроса о помощи. Поэтому глаза — это «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке.

Правило 14
Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, что бы их спасали. Персонажи с глазами-«точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи.

Например, в этой семье, с точки зрения ребенка, самый тревожный человек — мама. Ее чувства, конечно, передаются ребенку, но сам он их выражать боится. А теперь — об ушах. Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе.

Правило 15
Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят. Вы никогда не задумывались, почему такой популярностью у детей пользуются ушастые и глазастые персонажи мультиков?

А другие, не менее симпатичные на наш «взрослый» взгляд персонажи детьми легко забываются и восторгов у них не вызывают? По тем же причинам (см. правила 14 и 15). Ведь ребенку легко отождествить себя с героем, имеющим большие уши и широко распахнутые глаза. Например, Чебурашкой или Зайцем. Эти черты лица для ребенка — сигнал о том, что он и этот персонаж — родственные души.
Ребенок, так же, как и его «герой», тревожен, нуждается в защите и хочет узнать, что о нем говорят. Этим же объясняется и странная эпидемия повального рисования зайцев, подчас захлестывающая детские сады. Такого зайца вы, наверное, встречали, и не раз.

Правило 16
Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще безо рта или со ртом-«точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей.

А теперь остановимся на истолковании скрытого смысла частей тела (шея, руки, ноги). Как известно, голова присоединяется к туловищу при помощи шеи. Но шея появляется на рисунке ребенка не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу .

Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Что же эта за функция?

Это — способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами.

Правило 17
Тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, у кого же шеи нет – не способен. Например, ребенку — автору рисунка — кажется, что взрослые требуют от него большей способности управления своими эмоциями, чем в состоянии это сделать сами.

Иными словами, ребенок разделяет распространенное заблуждение, что ограничения существуют только для маленьких, и «когда я вырасту, то буду делать все, что захочу, как мои мама и папа», которым уже не надо стараться быть сдержанными и воспитанными. И такой ребенок может «внезапно» стать необузданным именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым.

Правило 18
Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций.

Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере. Правда, иногда «толстая и короткая» шея может свидетельствовать об отсутствии контроля и «свободном доступе» страстей к голове. «Захотел и сразу сделал» (как у «крутых» киноагрессоров).

Правило 19
Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке — то в сфере семейных отношений, если на правой руке — то и мире за пределами семьи — школа, сад, двор и др.), если меньше — то более слабым, чем окружающие. Кроме того, оснащенность выражается и в размере руки.

Правило 20
Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки.

Правило 21
Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

И здесь стоит помнить о различии правой и левой ноги: правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая — в мире близких эмоциональных контактов.

Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, то проведите мысленно горизонтальную линию по самой нижней точке ног.

Правило 22
С точки зрения ребенка, опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Правило 23
На рисунках семьи часто встречаются разрывы контура и недоведение линий друг до друга. Разрывы контура бывают при изображении головы и туловища, а недоведение линий обычно бывает в местах «прицепливания» конечностей к туловищу, головы к телу, кистей и стоп к предплечью и голени и т.д.

Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Особенно часто этот разрыв наблюдается на голове.


Учитывая значения правого и левого, верха и низа, изложенные выше, эти разрывы» в голове интерпретируются следующим образом:
разрыв с правой стороны головы — восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального, внесемейного окружения;


разрыв с левой стороны головы — восприимчивость и податливость к мнению, давлению и оценкам интимного, семейного окружения;


разрыв сверху головы, на макушке — податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов;
разрыв снизу головы, со стороны шеи – податливость влиянию своих может быть плохо осознанных страстей, влечений, физических ощущений и телесного самочувствия.

Правило 24
«Отрыв» конечностей и головы от тела или частей конечностей друг от друга символически выражает страх утраты той функции, которая символизируется данной конечностью.

Например, отрыв правой ноги связан со страхом утратить опору в социальной реальности, потерять работу, статус в своей организации.

Правило 25
Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого-то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи.

Иными словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выражает острую любовь папы к этой “игрушке”.

Например, машина, изображенная сверху, отражает лидерство отца в семье, подчеркнутое тем, что папа обладает такой игрушкой, которой ни у кого в семье нет.

Правило 26
Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на мир предметов. Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу, в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности персонажа. Например, на рис. 28 самый «близкий» для мамы — телефон.

Правило 27
Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.
Итак, что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом власти и авторитета.

Отметим сразу, что большинство детей в углу или вверху листа рисуют солнце. Солнце на рисунке ребенка является символом верховной власти и защиты, высшего авторитета.

Бывает, что на рисунке, изображающем сцену в квартире, а не па свежем воздухе, нарисована люстра или лампа, замещающая в данном случае то же в качестве источника света и тепла.

Пpaвило 28
Люди и предметы, изображенные на рисунке между автором и солнцем или другим источником света, воспринимаются как конкуренты, мешающие пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Например, изображенная с гимнастическим обручем старшая сестра воспринимается младшей как препятствие на пути получения достаточного внимания со стороны родителей. В этой семье старшая сестра в данный момент готовится к ответственным соревнованиям, и на нее направлено все внимание родителей.

Правило 29
Изображение большого количества мелких деталей предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом».

Правило 30
Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи.

Например, изображение холодильника, накрытою обеденною стола, плиты, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Обратите внимание, что у плиты и холодильника даже есть имена.

Правило 31
Обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления, но в таких ею формах, которые не характерны для ребенка — ведь дети доподросткового возраста не любят лежать.

Одновременно это может означать для ребенка законность ею отвержения другими взрослыми, если они «устали».

Правило 32
Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизирует для ребенка наличие в семье тайны, к которой он не допущен.

Правило 33
Большое внимание к прорисовке одежды персонажей может интерпретироваться различными способами в зависимости от других деталей рисунка. В рисунке ребенка это, как правило, говорите важности для него психосексуальной роли своего и другого пола.

На рисунке взрослого это может означать совершенно разные вещи: закрытость, конформизм, демонстративность, (украшательство), проблемное отношение к телесности.
В последнем случае важным признаком является штриховка одежды (и соответствующего локуса тела). О напряженном и неоднозначном отношении к телесности говорят и «римские бюсты” на рисунке семьи. Как уже говорилось во введении, невозможно, да и не нужно, дать исчерпывающий список правил истолкования.

Поэтому не хочу и не буду лишать вас удовольствия, которое вы получите от дальнейшего самостоятельного развития своих способностей к символическому истолкованию рисунка семьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *