Транзактный анализ денежный сценарий

финансовый сценарий

С позиции транзактного анализа, если ребенок появляется на свет в благополучной семье, если его ждали, радовались ему, он рождается с жизненной позицией я «ОК» и ты (мама) «ОК».

Так начинает формироваться жизненная позиция. Далее она претерпевает изменения, расширяется, включая в свой диапазон других людей и пр. В формуле Я«ОК» Ты «ОК» появляются другие люди. Ребенку нужно определиться в том, какой он по отношению к другим: ОК или не ОК.

С позиции транзактного анализа, если ребенок появляется на свет в благополучной семье, если его ждали, радовались ему, он рождается с жизненной позицией я «ОК» и ты (мама) «ОК».

Так начинает формироваться жизненная позиция. Далее она претерпевает изменения, расширяется, включая в свой диапазон других людей и пр. В формуле Я«ОК» Ты «ОК» появляются другие люди. Ребенку нужно определиться в том, какой он по отношению к другим: ОК или не ОК.

По поводу отношения к деньгам также делается вывод: деньги – это «ОК» или не «ОК» который во взрослой жизни либо подтверждается, либо опровергается. Вывод формируется с помощью родительских послании, окружения, того, что они транслируют, потому, что в детском возрасте мы мало участвуем в контакте с деньгами, а больше наблюдаем за тем, что делают с деньгами наши близкие и другие люди.

Жизненная позиция это фундамент, на котором формируется сценарий и в том числе финансовые сценарии. Существует четыре типа сценариев: удачник, неудачник и промежуточные сценарии середняка, делящиеся на непроигрывающий и невыигрывающий (Э.Берн).

  • Финансовый сценарий удачника Я (+), Деньги (+)
  • Финансовый сценарий неудачника Я (-), Деньги (-)
  • Не выигрывающие Я (-), Деньги (+)
  • Не проигрывающие Я (+), Деньги (-)

Финансовый сценарий

  1. Финансовый сценарий удачника Я (+), Деньги (+)

Удачник достигает поставленных целей, допуская разумные риски, выполняет обещания и контракты с собой и с другими. Он учитывает реальность, не игнорирует возможности, имеет запасной план, стратегии на будущее, знает что будет делать, если проиграет. Удачник – это не тот, кто не проигрывает, а тот, кто хорошо знает, что делать в случае проигрыша.

Он знает, что есть ситуации, на которые он не может повлиять. Удачник настроен на победу, но имеет стратегии на случай проигрыша. Он получает удовольствие от деятельности, умеет откладывать другие удовольствия и награждает себя за победу. Это важно потому, что мы биологичны.

Если я себя буду награждать даже за незначительные успехи, организм будет стараться оправдать такое отношение и стремиться получить еще больше поглаживании.

Пример: если вы успешно начинаете свой проект, необходимо наградить себя за этот успех. Хотя может показаться, что сам успех -уже награда, но это не так. Успех требует дополнительной награды.

Удачник уважает свой труд и труд других людей. Для него труд – это «ОК». Он понимает ценность деятельности и может назначить ей стоимость, он несет ответственность за свое финансовое положение. Имеет разнообразные финансовые стратегии и, как правило, не один источник дохода.

Он решает как тактические (прокормить себя и семью), так и стратегические задачи (помимо зарабатывания денег одновременно работает над новыми проектами, которые в дальнейшем начнут приносить дивиденды). Он работает и на сегодня, и на будущее и отводит достойное место в жизни финансам. Он их уважает и берёт в партнеры.

  • Финансовый сценарий неудачника Я (-), Деньги (-)

Финансовый сценарий неудачника Я (-), Деньги (-)

При этом лежит на диване (Обломов) или на печи («По щучьему веленью…») ждёт чуда, по принципу «Счастье придет, и на печи найдет».

Он мечтает, что что-то случится и у него появятся деньги, что-то произойдет и его заметят, куда-то позовут, выдвинут пригласят, или найдется другой человек, который его продвинет, о нём все заговорят и его все узнают.

То есть ждёт, что что-то или кто-то решит его проблемы или даст деньги просто так. (Объявления в соцсетях «Приму в дар… и перечисляется список вещей, на приобретение КОТОРЫХ другие долго зарабатывают)

Неудачник игнорирует свои возможности и способности, не ценит ни время, ни деньги, ни свои, ни чужие. Он, с одной стороны, может считать, что деньги мусор, относиться к ним пренебрежительно (деньги не«ОК» – минус), с другой стороны, поскольку он неудачник, он ощущает себя недостоиным благосостояния и денег (Я не «ОК», деньги не «ОК», все и мир заодно тоже не ОК).

Неудачники не любят работать (расхожая фраза, которую принимают за анекдот: «Как бы так работать, лишь бы не работать»). Не ценит труд, многие вещи может выполнять совершенно бесплатно (и мусорить сразу после уборки дворника).

Он постоянно играет в психологические игры с деньгами и часто оказывается в финансовой зависимости, в долгах, займах, кредитах.

1 и 2 – два крайних варианта финансовых сценариев. Наиболее часто встречаются средние варианты – З и 4.

З) Не выигрывающие Я (-)Финансовый сценарий неудачника Я (-), Деньги (-), Деньги (+)

Постоянно сводит концы с концами от аванса до получки, от зарплаты до зарплаты. Много работает и удивляется, что мало получает. Это происходит потому, что он неосознанно считает себя недостойным благосостояния.

Пример: жалобы: «Я пашу в три смены, а сосед лоботряс, работает всего до обеда, а у него больше денег, он более благополучен». Его энергия уходит в пустоту потому, что еще в детстве принято решение в ответ на вполне определенное послание «В нашем роду деньги не главное».

Есть потолок и «сколько бы я не упирался и не работал, я сделаю так, чтобы ни в коем случае не перейти за эту запретную черту. Или имеет установку: безденежье – это наказание, например, за прошлые грехи.

Отношения с деньгами не налажены, нет двухсторонних правил, и деньги для него – не партнёр. Он считает, что деньги выше его, а он их не достоин (Я (-), деньги (+)).

Порой не выигрывающие преувеличивают роль денег в своей жизни, а, с другой стороны, готовы на поступки, которые могут идти даже вразрез с моралью (чтобы получить деньги, готовы на унижение),

Порой не выигрывающие преувеличивают роль денег в своей жизни, а, с другой стороны, готовы на поступки, которые могут идти даже вразрез с моралью (чтобы получить деньги, готовы на унижение),

4) Не проигрывающий Я (+), Деньги (-)

Во многом противоположен третьему типу. Достаточно высокомерен, может много рисковать, делать большие ставки, но остается «при своих».

Рискует, но не проигрывает, часто преувеличивает свою роль, претендует на большее, постоянно не удовлетворён своим финансовым положением, недоволен отношением с деньгами, имеет претензии к ним, считает, что судьба, мир, правительство и другие люди обязаны его обеспечить. Ждёт от других, что ему помогут.

Он может быть как слишком жадным, таки расточительным, а может в зависимости от финансового состояния впадать из одного состояния в другое. Не уважает деньги, может, например, в ссоре швырнуть деньги в лицо широким жестом. Относится с пренебрежением к деньгам. Может быть организатором финансовых игр, ему многое сходит с рук.

ЗАДАЧИ ТЕРАПИИ

Кто-то говорит, что ему деньги нелегко достаются, а для кого-то деньги мусор (пренебрежительное обесценивание). Третий скажет, что не знает, что делать, не понимает, «что со мной не так? Пашу, но ничего не получается»

Цель – выявить решение, принятое в детстве. Каким он хочет и может быть: таким же, как его родители, которые жили от зарплаты до зарплаты, или он принял решение наоборот быть богатым и не зависеть от денег, или не относиться к ним всерьез.

Многое зависит от родительских послании, поэтому следует подробно проанализировать, как проходило детство, какие финансовые стратегии наблюдали у своих родителей, как они поступали с деньгами, какие эмоции при этом испытывали.

Для выявления влияния отношений к деньгам и финансовых стратегий родителей на формирование финансового сценария во взрослой жизни изучаем прямые (вербальные), и зашифрованные (в действиях, поведении и т.д.) эмоциональные, когнитивные и поведенческие финансовые послания, полученные в детстве.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ФИНАНСОВЫЙ СЦЕНАРИЙ

Что необходимо для формирования сценария?

1) Послание

2) решение, которое мы приняли в ответ на послание (согласиться или нет с этим посланием. Если «да», то подбираем

3) стратегии выполнения решения,

4) финансовые игры, которые сценарий подкрепляют, продвигают и приводят к развязке-финалу

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ФИНАНСОВЫХ ПОСЛАНИЙ:

Цель: выявляем послание и решение, принятое в ответ.

«Не давай деньги» никому. Не оставляи чаевые, плати по счетам, не одалживаи соседям, не даваи в долг.

  • «Не бери денег», например, когда предлагают гонорар. Возможно послание «Ты должен зарабатывать». Здесь очень важен глагол. Можно определить свой глагол, связанный с деньгами, т.к., кто-то деньги должен зарабатывать, а кто-то деньги получать, кому-то они даются, а кто-то их крадет.
  • Глаголов может быть много: «Я в тумбочке беру», «Мне дают», «Я выпрашиваю», «Я заслуживаю», «Я за них пашу»

Послание «Не бери деньги» касается и кредитов. Такои человек не будет брать кредиты. Для него проще сходить в ломбард и что-то заложить, чем попросить у кого-то финансовои помощи.

«Не отказывайся от денег, даже если они тебе не нужны». Бывает так, что денег действительно хватает, мы обеспечили себе будущее, подушку безопасности и вдруг предлагают проект, и, поскольку «денег много не бывает»,человек соглашается, берёт на себя гигантскую нагрузку и берёт деньги в долг.

  • Послание «Не копи деньги». Корни в истории раскулачивания. Если Ваших предков лишали имущества, может передаться страх накопления. Деньги не накапливаются, они расходуются, если приходят деньги, внезапно и неожиданно возникают незапланированные траты «под ноль», чтобы ничего не оставалось.
  • «Не трать деньги, экономь, не трать на себя». В послании есть запрет на удовлетворение своих потребностей. Деньги-то есть, но на себя тратить не надо. На детей не жалко, а на себя жалко.
  • «Не приумножай богатство». И если досталось наследство, то его можно либо приумножить, либо оставить как есть, либо полностью промотать.
  • «Не думай о деньгах». Двусмысленность послания: с одной стороны, оно говорит о легком отношении к деньгам: «Я не думаю о деньгах, они у меня есть, и они легко достаются», а, с другой стороны.
  • «Не думай о деньгах, а думай о чём-нибудь другом и лучше живи в бедности» – запретная тема для построения каких-либо стратегий.
  • «Не имей своих денег». Люди, считающие чужие деньги, в прямом смысле этого слова выдающие зарплату, сводящие балансы, пропускают через свои руки много чужих денег и мало своих. Запрет на собственность.
  • «Не чувствуй финансово выгодных ситуаций».

Отказ от финансовых проектов и размышления, что это ненадежно и вряд ли будет прибыльно. Потом оказывается, что кто-то на этом проекте сделал очень большие деньги, а у тебя нет чувства финансового успеха и умения предсказывать ВЫИГРЫШ.

  1. «Не принадлежи к тем, у кого много денег». Родовое послание: «В нашем роду все были бедные». Чтобы не быть изгоем в роду, человек так ведет свои финансовые дела, что всегда остается бедным.
  2. В угоду роду можем болеть специальными болезнями (гипертония – это престижно), быть не успешными в финансах, можем сохранять одиночество и не быть счастливыми потому, что в нашем роду так принято.
  3. Если хочешь быть частью рода, ты должен соответствовать его правилам и использовать его стратегии. Это неосознанные механизм, которому, к сожалению, можно подчиниться.

Механизм передачи посланий

Мы можем слышать, видеть, догадываться об отношениях родителей к деньгам. Родители могли говорить, что деньги-это грязь. «Иди, помой руки, ты держал деньги, а это грязь и зло».

Много мифов о том, что деньги людей портят, что пока человек был бедный, он был порядочный, как только деньги появились, проявилась его истинная суть.

Печальное послание, обозначающее границы (потолок) – «Главное, чтобы хватило на чёрный день»:

Мы часто подчиняемся неосознанным мотивам и осознанными целями может стать этот самыи черныи день. Если мы зарабатываем на чёрныи день, у нас в голове есть какая-то сумма, которои хватит для черного дня.

В послании «Деньги – величина не постоянная. Сегодня есть, а завтра нет» заложена стратегия: ты не управляешь финансами. Деньги пришли, но ты ни при чём, ты был зрителем.

Замечательное послание: «Ты достоин продолжать семейное дело и приумножать наше состояние». Страшное послание девяностых годов «Только дураки работают», деньги отнимали, за них убивали.

В детстве могли слышать «в порыве зла» Будешь, как и мы пахать за копеики это приговор на будущее.

Послания могут передаваться в форме запрета, контакта с деньгами, констатации факта, мнения, суждения, сильной эмоции, установки.

СТРАТЕГИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ:

Как и что я буду делать, чтобы позволить или не позволить себе много зарабатывать. Я выберу для себя соответствующие образование и будущую специальность (много ли вы знаете состоятельных психологов?).

Я буду работать так, чтобы как бы не получать деньги, либо я себе организую жизнь, чтобы у меня были достаточно большие расходы, чтобы не накапливались деньги. Я должна поддерживать сценарий ключевыми событиями своей жизни, важными поступками, решениями, подтверждающими моё базовое решение.

Например, делать вложения, которые гарантированно приведут к провалу, (вложиться в квартиру в «замороженной» стройке). Вот ключевое событие, которое подтверждает мое решение. «Я такая бедная, потому, что такая честная, как и все в моём роду»

ФИНАНСОВЫЕ ИГРЫ

Например, в ответ на послание «В нашему роду богатых никогда не было» принимается решение быть вместе с родом, продолжить свой род, быть достойным, честным, но бедным.

У каждого сценария есть расплата – финал.

В играх, в которые мы играем по выбранному сценарию, есть деиствующие лица, обязательные роли и действия, постоянно подтверждающие то решение, которое мы приняли в ответ на послание. Для того, чтобы мы не выходили за пределы своего сценария, нам нужны другие люди, которые помогут удержаться в границах сценария (герои и злодеи, спасители искусители, сочувствующие и т. д).

Примеры: у меня, как принявшей решение быть бедной и быть со своим родом, может быть замечательный муж, который вдруг возьмёт и сопьется. Я попробую все дорогостоящие способы его лечения. Он – мои злодеи, который помогает мне оставаться бедной. Или могу воспитывать ребенка так, чтобы он требовал дорогостоящие подарки.

Я могу своим поведением дать понять окружающим, что у меня можно попросить денег в долг и не вернуть их мне, то есть вокруг меня на протяжении всей жизни будут люди, которые будут помогать мне выполнять мой финансовый сценарий.

В данном случае я на кого-то из них буду тратить деньги (постоянный источник расхода). Кто-то при этом будет мне сочувствовать, а кто-то будет считать меня героиней, потому что я – хрупкая женщина и все время кому-то помогаю.

Варианты финалов сценариев

  1. Трагические варианты (финалы) финансовых сценариев: убийство, самоубийство, психиатрическая клиника, одиночество и бедность, разорение, долги, тюрьма, банкротство, нищенское существование (чтобы хватало на хлеб).

Примеры: мать старушка содержит своего взрослого сына, который забирает её пенсию; бедные родственники, которые могут разорить, постоянные долги и др.

  • Банальные финалы: психосоматика, депрессия, минимальная пенсия, большие расходы на докторов, разочарование в жизни и др.

Важны люди, которые помогают поддерживать наши финансовые сценарии. Богатые люди имеют много тех, кто помогает им быть богатыми. У В.Макарова есть концепция о том, что бедность не отпускает своих, она будет стыдить и удерживать около себя НЕУСПЕШНЫХ ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ

ИГНОРИРОВАНИЕ

Мы играем с деньгами, когда ходим в казино, покупаем лотерейные билеты, вовлекаемся в пирамиды, занимаемся мошенничеством, берем кредиты, когда едим Доширак, но имеем iPhone последней модели, закладываем что-то в ломбард, когда даем завышенные чаевые, или делим шкуру неубитого медведя, когда надеемся на проигрышный проект.

Долги и займы – это тоже игры с деньгами. Импульсивные траты похожи на ночное импульсивное переедание (держался и переел), или наоборот: неоправданная экономия, аскетизм. Требования скидок, где они не предусмотрены, например, клиенты, посетившие 10 приемов, и выпрашивающие 11-й бесплатно.

Поэтому надо спрашивать у клиентов: ходите ли вы в казино, покупаете ли лотерейные билеты, носите ли вещи в ломбард, бывают ли импульсивные траты?

Там, где игры, есть игнорирование – бессознательное игнорирование информации, связанной с решением проблемы. То есть: я не вижу, не СЛЫШУ, не знаю как раз ту информацию, которая

должна помочь решить мою ситуацию. Игнорирование тех самых стратегий, возможностей и ситуации, которые могут решить мои проблемы. Игнорирование – это внутренний процесс, но его можно увидеть по внешним признакам поведения.ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (неосознанный процесс, который проявляется четырьмя типами неосознаваемого пассивного поведения)

Ничего неделание первы1 тип поведения, когда энергия используется для предотвращения действия.

Пример: представьте, что вы присутствуете на совещании, на котором начальник спрашивает, что случилось и что сделать, чтобы впредь предотвратить конфликт?

Доходит очередь до меня. Ждут ответа, но я замолкаю, несмотря на то, что испытываю бурю эмоций. Энергии внутри много, но она уходит на, то чтобы я молчала и ничего не делала и не решала ситуацию.

А теперь представьте, как ничегонеделание может выглядеть в рамках обращения с финансами. Энергия есть, но я буду лежать и предотвращать любое действие по зарабатыванию денег. Хронические искатели рабочих мест проявляют свое пассивное поведение через ничегонеделание.

  • Второй тип пассивного поведения – сверхадаптация, приспособление и игнорирование своеи способности деиствовать.

Пример: женщины, которые живут с мужьями алкоголиками и ничего не делают, т.к. привыкли так жить. Они адаптировались и научились с этим сосуществовать. Со временем такая жизнь не вызывает ни дискомфорта, ни лишних эмоции.

При сверхадаптации к финансовым проблемам люди не видят своей способности что-то изменить в финансовой сфере.«Мы нищие, но честные». Так в роду заведено. Им сложно выйти из этого состояния. Умение быть терпимым обществом подкрепляется. Терпимый терпит, что на его границы все время наступают (РУЖЬЕ не могу).Его мозг уже не фиксируют это положение как дискомфорт.

  • Третий тип пассивного поведения – возбуждение. Энергия уходит не на решение проблемы, а на нецеленаправленное возбуждение (он вскочил на коня и помчался сразу во все четыре стороны).

Пример, когда читаешь лекцию и кто-то тебя не слышит, или не понимает, он вместо того, чтобы задать вопрос или попросить громче говорить, начинает раздражаться, ёрзать, чесаться, ногой болтать. Нарастает возбуждение, энергии много, но она бесполезна, т.к. проблема не решается.

Вывод: видеть бесполезность действии, которые не приносят денег, а лишь затрачивает энергию впустую, внимательно следить за тем, вся ли ваша энергия направлена на увеличение вашего благосостояния, на Достижении цели, нет ли возбуждения «вхолостую», когда энергии много, но она уходит в никуда.

  • Беспомощность и насилие как разные способы заставить других людеи решать мои проблемы, как пассивное поведение, в котором я не решаю свои проблемы, а перекладываю их на других.
  • Мой внутренний ребенок верит, что таким образом можно заставить другого решить его проблемы. Я не умею зарабатывать деньги, мне не везет, меня все обманывают.
  • Я деньги теряю. Энергия направляется на насилие над другими, в попытке заставить их решить твою проблему (приказать, заставить, поставить условие, использовать, шантажировать). Часто беспомощности и насилию предшествуют состояние возбуждения, где я свою энергию аккумулирую, накапливаю и направляю на др.

Вопросы для самоанализа и осознания игнорирования:

  • Если я в финансовых делах наблюдаю один из видов такого поведения, это сигнал игнорирования, которое не приведет к поставленной цели.
  • Если я игнорирую, то не играю ли я в какую-либо игру (сама с собой, с государством).
  • Меня пригласили в нее поиграть другие участники, или я сама набираю игроков.
  • Для диагностики типов пассивного поведения задаем вопрос: Что вы делаете, когда у вас нет/есть деньги? Признаки игнорирования: склонность к преувеличению или преуменьшению.

ФИНАНСОВЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

  1. Спасатель. Часто не ценит деньги, не стремится разбогатеть, редко тратит их на свои потребности, чаще на потребности других или на покупку книг, в которых описано, как удовлетворять потребности других.
  2. Спасатель много делает бесплатно, выбирает особые профессии (психолог, врач, волонтер работают часто бесплатно, нарушают этический кодекс тогда, когда не должны работать (помогаем родственникам, знакомым, друзьям. Вроде и помощь оказала и сняла с себя ответственность).
  3. Работает бесплатно, занижает стоимость своих услуг, одалживает деньги и забывает. Он дарит деньги, содержит жертву и гордится собой. В компании в ресторане он будет громче всех кричать, что он угощает. Ну откуда у него возьмутся деньги?
  4. Жертва постоянно нуждается в деньгах и ей помогают, оплачивают, обманывают, втягивают в разные финансовые аферы. Она просит и ждет деньги в дар, вынуждает сделать скидку. В случае отказа на такую скидку, жертва может быстро изменить положение и стать преследователем, обвинив другого причем агрессивно.

У жертвы психология Шариковых: «У вас много денег, вы обязаны делиться»

З) Преследователь часто использует деньги как инструмент влияния, он наказывает деньгами, отбирает, принимает решение кому дать, а кому нет. Он попрекает деньгами, отбирает их, разводит на деньги, шантажирует, ставит в жесткую финансовую зависимость.

Воити в финансовый треугольник можно из разных позиций бывают. Важно определить, а не попали ли вы в треугольник? Вовремя выскочить из него.

В книге Стивена Карпмана про финансовые игры «Жизнь, свободная от игр» описаны игры аферистов.

Пример смены позиций в финансовом треугольнике: ЖЕРТВА Буратино, у которого нет достаточного количества денег. СПАСАТЕЛИ – лиса Алиса и кот Базилио говорят Буратино, что его спасут и сделают богатым, если он закопает монеты и вырастит денежное дерево. Они переодеваются разбойниками, желая ограбить Буратино (ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ). Потерпев фиаско, врут полицейскому, что он их украл и выкапывают монеты из земли.

Пример игры с собой: Книга «Дочки-матери» Дмитриевой Н.В. стр. 125. Дочь-жертва вымогательств матери, отказывается увеличить финансовую помощь, страдает от чувства вины и, чтобы заглушить его и избавиться от созависимости с матерью, «спасает» себя, «уходом» в работоголизм (спасатель). Начинает болеть и обвиняет, ругает себя за неумение выстраивать границы (преследователь).

  • КОНФЛИКТ СУБЛИЧНОСТЕЙ.
    • РЕБЕНОК. Если я контактирую с деньгами из позиции «Ребенок», испытывая азарт, радость, креативность, интерес, риски, импульсивные траты, покупки ненужных вещей, -это может быть показуха, но возможно истинное желание потратить все Деньги.
    • Значит в этом эго состоянии я должна подальше держаться от магазинов, чтобы предотвратить банкротство. Эго ребенка-это эмоции, креативность, способность рискнуть изобрести новый способ получения денег, придумать что-то необычное.
    • ВЗРОСЛЫИ – это сбор информации, подсчет, учет, расчет, анализ, планирование, стратегии, комбинаций, выбор стратегии и принятие решения. Эмоции иные, отличные от тех, которые переживает ребенок. Это собранность, четкая осознанность.
    • В «РОДИТЕЛЕ» хранятся родительские, в том числе, и финансовые стратегии родителей («Всех денег не заработаешь», «Надо откладывать на черный день» «Копейка рубль бережет», «От денег одни беды») Если мы наблюдали как родители приумножали доход, находили источники заработка, легко зарабатывали деньги – все ляжет к нам в копилку. Она основа и пример строительства своих стратегии поведения.

Если родители жили от зарплаты до зарплаты и имели не очень благополучные стратегии ,«Взрослый» должен быть внимательным, чтобы неудачные родительские стратегии не просочились в его жизнь.

Не забывать, что стратегии родителей в век экономической, политической и социальной стагнации еще могли обеспечить какое-то благосостояние, но сейчас они могут быть совершенно бесполезны.

Вывод: В зарабатывании денег должны участвовать все три эго-состояния. Ребёнок это моторчик, креативщик, заряжающий и заставляющий хотеть денег, зарабатывать и получать удовольствие. Взрослый оценивает актуальную реальную ситуацию и из знании «Родителя» выбирает самое полезное. Ребенок» подбадривает его. Совокупность трех ролеи классныи тандем. Главное, чтобы представленность ролей была правильной.

5.  ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ УСТАНОВКИ

Часто на консультациях задают вопросы: «Почему мечтаешь иметь много денег, а получается наоборот? Почему одни прозябают в бедности и честно платят налоги, а другие живут за счет первых и выводят капиталы за рубеж?

Ответ один: осознанно или случайно сформированные определенные отношения с деньгами результат собственных установок и намерений.

«Не правда, – отвечают клиенты, – не может разумный человек хотеть для себя и своих близких безденежья и нищеты!»

Если в жизни есть факт отсутствия денег и переживания, значит в психике есть субличность (часть личности), желающая, чтобы это событие случилось. Эта часть осознанно (в доступной (понятной) для себя форме), или неосознанно (подсознательно и непонятно для себя) формулирует мысли и поведение, «отталкивающие» деньги.

По мнению ряда исследователей, в подсознании существуют части (возможно, комплексы), ответственные за материализацию определенных мыслеи. И, если человек обанкротился, или, например, заболел (в том числе, шопоголизмом), в этом виновато желание этой части подсознания.

Наличие определенного факта предполагает, что в подсознании есть «часть», или установка, определяющая событие [Слободчиков СО. Танцы на граблях. Свою судьбу мы делаем сами! Законы межличностных отношений и алгоритм решения любых проблем.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2014.222с.-с.20]

Пример.

С жалобами на пьющего 38-летнего сына обратилась мать – финансово состоятельная женщина, банкир. Сообщила, что сына воспитала одна, души в нем не чаяла, вложила в его образование, квартиру, машину, огромные деньги и одновременно вложила в подсознание сына иррациональную установку «Деньги придут и на печи найдут».

По возвращению сына с учебы из-за границы, устроила его работать в «свой» банк. Разлуку с сыном в период учебы пережала болезненно, так как «всю жизнь они с сыном, любя друг друга, жили как единый организм»

Карьера сына началась успешно, его заметили и стали хвалить, продвигать по служебной лестнице. «И тут мальчик влюбился, привел жену в дом и начались конфликты с невесткой».

Мать возражала против раздельного проживания, мотивировав тем, что ее особенный сын требует двойного внимания. Конфронтация с невесткой продолжалась два года, ни мать, ни невестка позиций не сдавали.

В результате «войны» двух женщин сын запил, начались проблемы на работе, его зарплата резко снизилась (подсознательное влияние установки), жена вернулась к своим родителям, сын стал пить еще больше, перестал работать, стал жить за счет матери». Запрос матери – «что Делать, чтобы сын перестал пить и начал зарабатывать Деньги?»

В ходе терапии говорилось о том, что проблемную ситуацию создали как сын, так и мать. Поскольку так случилось, значит часть подсознания и сына, и матери «хотела», чтобы сын начал употреблять спиртное и бросил работу.

Клиентка обвиняла психолога: Да о чем вы говорите? Вы голову-то включите! Какая же мать хочет иметь неработающего сына алкоголика?

В такои ситуации важно отделить эмоциональные «аргументы» матери от реального факта: злоупотребление алкоголем СЫНа.

Мать не захотела отпускать от себя сына, дернула за пуповину, притянула его к себе, материализовала желание вернуть сына, разлучив его с женои. Чтобы снова безраздельно владеть сыном, начала содержать его. Сын реализовал полученную от нее установку«Деньги придут и на печи найдут», выбрав алкоголь и тунеядство.

Задача: замена иррациональной установки на рациональную.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *