Архетипы Густова Юнга характеристика

Алиса
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Архетип искателя, бунтаря, дурака.
Всегда в движении, познании, исследовании, знакомстве с окружающей средой. В поиске смысла и обретения себя, в понимании, кто друг, а кто враг, поиск своей цели и предназначения.

Процессы перерождения и трансформации, борьба с комплексами в виде Красной королевы, Бармаглота.
Бунт против привычного уклада жизни. И в то же время уход от реальности или нежелание видеть реального хода вещей

Матчеха

Практически в каждой сказке, встречается материнский архетип, но есть определенная категория сказок, где все герои сказок есть образ, выражающие материнский архетип. Самая известная из таких сказок Василиса Премудрая.

Подробно Анализ данной сказки описан в книге «Бегущая с Волками. Женский Архетип в мифах и сказаниях» К.П.Эстес. Здесь я кратко остановлюсь лишь на образах материнского архетипа.
Все до одного героя: и родная умирающая мать, и злая мачеха, и Баба Яга – это все Архетип матери.

Глубинный смысл этой сказки – это путь женской инициации, через осознания материнского Архетипа.
Злая мачеха. Это тоже материнский архетип, но несущий в себе совсем другие свойства матери.
Это кастрирующая мать.

Лексикон таких матерей состоит из фраз: «Тебе это не по плечу», «Из тебя не выйдет ничего путного», «Куда ты лезешь!» «Так тебя там и ждали!» Как часто мы бессильны перед такими матерями, мы не можем им сопротивляться, они гасят творческий огонь, наш потенциал.

Как раз это и произошло в сказке. Мачеха загасила огонь и послала Василису на верную смерть. И только, если Василиса пройдет это испытание, она сможет избавиться от кастрирующей матери, которая уже ничего не сможет сделать с возрожденной женской душой.
Именно так, пройдя все материнские Архетипы, происходит процесс женской инициации.

Марья -Моревна

Испытывать мужчину – это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть
достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно.

Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть -и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.
Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет.

Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге “Исторические корни волшебной сказки”:
“Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим.

Они содержат момент угрозы: “Если не сделает – срубить за провинность голову”. Эта угроза выдает еще другую
мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания.

По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое.
Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты – это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти

Элли

Элли — добрая, отзывчивая, смелая девочка, всегда готовая прийти на помощь своим друзьям.
Кроме того, Элли — честная, бесхитростная, скромная, немного застенчивая, однако умеет постоять за себя.
Образ Элли был заимствован Александром Волковым из сказок Л. Ф. Баума о Стране Оз, равно как и образы Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва.

Прототип Элли — Дороти Гейл,но по характеру Элли заметно отличается от Дороти. По всем своим качествам, Элли больше напоминает героев мультфильмов советского периода, нежели просто сильно удивлённую американскую Дороти, которая больше похожа на Алису из сказок Льюиса Кэрролла.

Джульетта

Женщина с выраженным архетипом Принцессы выглядит моложе паспортного возраста.
Возможно, секрет ее молодости в том, что она практически не снимает «розовых очков».

Она кокетничает как Гетера, ведет себя как Фея, когда хочет показать, что она не от мира сего, бывает независима и строптива как Амазонка… И все-таки, Принцесса – самый романтичный и искренний из всех женских архетипов. Она принесет с улицы домой щенка, накормит бездомного котенка, купит на последние деньги новый Vogue.

В ее доме всегда комфортно, уютно, конфеты для гостей. Ее окна всегда украшены нежными цветами и светлыми занавесками с рюшами. Она любит смотреть романтические мелодрамы со счастливым концом и у нее всегда найдется парочка любимых сериалов. Она любит мечтать,
рисовать, читать и учиться. Принцесса любит удивляться и удивлять, смеяться и смешить, баловаться и баловать.

Мечтательной природе Принцессы свойственно строить воздушные замки. Она мечтательная Джульета – олицетворение чистоты и искренности. Она просто не способна “держать камень за душой” или “точить зуб” на мужчину. Для нее отношения с мужчиной должны быть искренними и безусловными.

Белоснежка

Мачеха завидует принцессе Белоснежке, потому что та красивее ее. Белоснежку отводят в лес, чтобы там убить, но отпускают, и она укрывается в домике семи гномов. Мачеха находит ее и, переодевшись старушкой, дает ей отравленное яблоко.

Белоснежка оживет, только когда ее поцелует принц.
Трудности полового созревания Братья Гримм донесли до нас сказку, необычайно точно описывающую важнейший этап развития
девочки — период полового созревания. В начале сюжета королева-мать (потом она умирает во время родов) уколола себе палец.

Три капли крови падают на снег — это подчеркивает контраст между невинностью и сексуальностью. Так сказка готовит девочек к тому, чтобы принять менструацию. Далее: в глухом лесу, среди гномов — персонажей, лишенных сексуальности, — Белоснежка взрослеет.

С ними она репетирует материнство (но пока без мужчины), учится вести хозяйство. Выполняя все функции женщины, кроме сексуальной и воспроизводящей, она становится готовой к приходу принца. Наконец, эта сказка говорит о зарождающемся соперничестве между матерью и дочерью. Образ злой мачехи, конечно же, символизирует обычную, несказочную мать, которой завидует растущая девочка.

Отравленное яблоко воплощает собою чрезмерную материнскую любовь, ее всемогущество и страх наказания, которые девочке необходимо осознать и преодолеть, чтобы из ребенка превратиться во взрослого человека. Это и напоминание матери о том, что отношения с дочерью пора перестроить, признав за ней право выбрать собственный путь.

Афина

Афина (Минерва) — архетип, символом которого является интеллект, стратегическое мышление и практицизм. Женщины с архетипом Афины не поддаются эмоциям и способны спокойно, рационально и практично решать конфликты, они также внутренне целостны.


Архетипы богинь – АфинаТаким женщинам нравится атмосфера сосредоточенного и напряженного достижения цели, при этом цель всегда конкретна, реальна и имеет для нее важное значение. Афина не эмоциональна и это позволяет ей планомерно достигать своей цели
как самостоятельно, так и вместе с коллегами. Афине нравится сотрудничать с мужчинами, ее интересует их конкретный и логический ум. Она не понимает эмоциональных всплесков женщин других, более чувственных архетипов.


Афина — практичная и спокойная, хотя и активно действующая женщина, которая умеет оценивать свои возможности, учится на ошибках прошлого.
Женщина-афина имеет разнообразные интересы и стремится всегда быть лучшей или хотя бы равной. Она любит, когда все четко и понятно, поэтому часто анализирует события, которые происходят, и текущие дела, активно использует эти привычки для управления своей жизнью.


Однако, в силу постоянного утаивания своих эмоций, создается впечатление, что она как бы наблюдает за ситуацией со стороны, оставаясь равнодушной.
Женщина-афина, как правило, не имеет подруг, поскольку слишком реалистично смотрит на мир.


Она просто не понимает многих проблем женщины традиционных взглядов. Афина не мечтает, она просто добивается этого, кроме того, она высоко ценит интеллект и здравый смысл. Такое поведение пугает своей силой других женщин.


Афина всегда немного холодна и держится на расстоянии. Она не эмоциональна, но не прощает оскорблений и мстит так тонко, что со стороны может казаться, что все происходит само собой.


Афина — это сильная женщина, которая ценит такую же силу в мужчинах, которые идут к своей цели не смотря ни на какие препятствия, — сильных, находчивых и счастливых победителей в современной борьбе за власть.
Ей интересны сильные мужчины, которые многого добились в жизни. Эта женщина имеет тонкую интуицию и чувствует силу победителя. Ей не интересные мечтатели и их чувства, Афина всегда сама выбирает успешного мужчину и ловко направляет его в нужную ей сторону.


Афина способна сделать довольно успешную карьеру и полностью управлять своей жизнью, но достигнув вершин она всегда остается одна, поскольку даже личные отношения строит как деловые. Ей не хватает внутренней раскованности, чувственности и эмоций. Во избежание
возможных внутриличностных конфликтов женщине-афине необходимо рефлексировать не только над ситуациями, но также научиться понимать и выражать свои чувства, эмоции, не боясь показаться слабой

Мэри Попинс

Женщину со светлым аспектом Жрицы пора заносить в Красную книгу. Их осталось так же мало, как настоящих леди, женщин с глубоким чувством собственного достоинства. Часто в пример такой женщины приводят Мэри Поппинс — «леди Само Совершенство».

Она одна на миллион. В ней есть черты роковой женщины, но не в столь негативном значении, как у ее Тени. В отличие от Ведьмы, Муза искренне дарит свою любовь мужчине, не использует его, а, наоборот, помогает, поддерживает, заботиться. Но не раболепно, а со всем чувством. Она будет заниматься им, вдохновлять и «продвигать наверх» до тех пор пока его любит.

Будет ли эта любовь вечной или до поры до времени — неизвестно. Потому что, по большому счету, мужчины Жрице не настолько нужны. Ее истинным предназначением и главным увлечением является она сама. Не в
эгоистичном смысле, а в плане погружения в ту жизнь, которая ей нравится — творчество, целительство, единение с природой, возможно даже немного колдовство. В современной жизни сложно назвать профессии, в которых находит себя Жрица.

Скорее это хобби, занятие, которым женщина полностью поглощена. А быть им может, что угодно. Вспомните, мужчин с архетипом Мага — это гении, выдающиеся ученые, люди, на интуитивном уровне знающие правильное решение и делающие научное открытие. Поэтому сегодня она любит мужчину, дарит ему всю себя, а завтра она уже поглощена своими увлечениями и забыла о нем полностью.

Как Мэри Поппинс — открывая свой зонтик и улетая вслед за восточным ветром. Женщину с архетипом Жрицы мужчины всегда замечают, даже если она только что вошла или находиться в большом скоплении народа. Это та самая «манкость», сексуальная энергия, которая чувствуется с первых мгновений. Женщине при этом совсем не обязательно быть красавицей.
Даже можно быть совсем некрасивой — ее энергетикой все с лихвой компенсируется.

Если вы когда-либо задавались вопросом «почему красавицы часто одиноки, тогда как невзрачные женщины — да еще и с детьми — пользуются повышенным мужским вниманием, получают дорогие подарки, выходят замуж?», то вот ответ.

Значит, у красавиц нет этой сумасшедшей энергетики, которая настолько обволакивает всех вокруг, что мужчине не приходит в голову обращать внимание на внешность женщины, ее возраст, социальное положение, семейный статус. Он уходит из своей прежней, казалось бы крепкой идеальной семьи, к простоватой «разведенке», чтобы жить с ней и воспитывать ее детей, забыв о своих. Такие женщины способны менять историю

Дева -лебедь

Дева-лебедь встречается в фольклоре разных народов мира, и, как правило, грациозная птица непременно выходит замуж за главного персонажа. Русское народное творчество – не исключение. Однако самый яркий образ представил Александр Пушкин в произведении о царе Салтане и его славном сыне.

Героиня сказки царевна Лебедь выступает в роли волшебной помощницы своему спасителю. Мудрая девушка отличается еще и пленительной красотой.
Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь –персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд.

В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.


Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки

Мальвина

Муза и Мальвина. В чем разница?
А теперь, моя сладкая, давай вернемся к Мальвине с ее желанием поучать и наставлять на правильную жизнь и к чувствам, которые возникают рядом с ней.
Так уж сложилось: рядом с кем-то или чем-то идеальным, сразу начинаешь видеть свое несовершенство.

А мужчинам ой как не нравится чувствовать себя «какими-то не какими»! И исходя из этой истины, ответь сама: какой выбор, какое решение может принять мужчина, оказавшись рядом с «мужчиной»? Да, ты права, решение убежать от нее куда подальше. Ну или, если этот мужчина «мазохист», решение жить с ней, пребывая в состоянии неполноценности, захлебываясь чувством вины и нежеланием хоть что-то делать.

А зачем? Ведь в итоге все равно все будет не так.
Жить с Мальвиной можно, а вот хотеть ее нельзя. Ее образ, состояние, поведение не пробуждают в мужчине самца, дикого бизона, готового покорять мир, грызть зубами, сражаться за результат
для своей самки.

Сексуальность — это очень живая энергия. Это энергия самой жизни, и на ней растут мужские победы, мужская взрослость, потенциал лидерства и власти. Сексуальность — это игра, а не линейное сознание, это нарушение правил, прически, распорядка. Это движение…
Возможно, читая эти строки, ты подумала: «А как же рыцари, которые бились и совершали подвиги в честь прекрасной Дамы? Разве она не была тогда их внутренним совершенством, их идеалом?»


Отличный вопрос! Давай вместе исследуем эту тему и найдем чем Муза отличается от идеальной женщины, Мальвины. В психологии очень наглядно описываются сценарии жизни, выстроенные согласно восприятию ее ключевых компонентов. У Музы и Мальвины тоже такие сценарии есть.
Сценарий Мальвины: «Я в порядке, ты — не в порядке». Такой взгляд на себя и других людей подсознательно вызывает желание навязывать свою волю тем, кто «не в порядке», поливать их своим высокомерием.

Это нежелание видеть и смотреть в правду о себе, это постоянная необходимость предъявлять претензии и придирки окружающим. Сценарий Музы совсем другой: «Я в порядке, и ты в порядке!» Это уважительное отношение к себе и к другим людям, признание их равным себе, общение на одном уровне. Только рядом с таким человеком легко проявлять свою самобытность и уязвимость. Быть настоящим, показывать не только свет личности, но и тень.
В жизни всегда так: то, что запрещаешь себе или другим, всегда мечтает и стремится выйти на поверхность. Но стоит принять все свои части, полюбить всю себя (принять и полюбить другого таким, какой он есть), и мы обретаем силы и желание проявлять только самое лучшее.

Принцесса

Скрытая архетипическая сексуальность также обнаруживается без большого труда даже в самых невинных на первый взгляд сказках. Рассмотрим в качестве более подробной иллюстрации одну из наиболее коротких, но известных сказок Андерсена «Принцесса на горошине», написанную им
в тридцатилетнем возрасте.


Итак, принц надумал жениться, но только на «настоящей принцессе». «Принцесс-то хоть отбавляй, да вот настоящие ли они?» — сомневается царственный жених. Что мог подразумевать автор под «настоящей принцессой»? Ну конечно же не легитимность её наследственных прав, проверить которые можно было бы без особого труда.

Может быть, он имел в виду девственность? В таком контексте вопрос звучит более уместно: вокруг девушек «хоть отбавляй, да вот настоящие ли они?»


И вдруг какая-то промокшая под дождём незнакомка является в королевский замок (как бы сейчас сказали — «с ночевой») и при этом заявляет, что она «настоящая принцесса»! Подозрения
здесь вполне объяснимы, а каждая благопристойная мамаша желает, чтобы невеста её сына была девственной. «Ну, уж это мы узнаем!» — подумала старая королева». Но как узнать? Ясно, что процедура гинекологического освидетельствования — неподходящий сюжетный ход для детской
сказки. Есть старый как мир способ проверки — койтус.

Но изображение напрямую такого подхода также слишком грубо. И Андерсен прибегает к яркой и образной символике, подменяя мужской половой орган твёрдой горошиной. Окажется ли этот предмет чем-то незнакомым,
чужеродным, мешающим самозваной принцессе? Да ещё если замаскировать его «двадцатью тюфяками» и «двадцатью пуховиками»? И вот результат: «Утром её спросили, как она почивала. — «Ах, очень дурно! — сказала принцесса. — Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках!..»


После такого ответа сомнений не осталось даже у королевы: принцесса действительно оказалась «настоящей». Вернее — девушка действительно оказалась настоящей, т. е. девственной.


А сейчас попробуем перейти на язык психоаналитической символики: пенис, символизируемый твёрдой горошиной, помешал заснуть девушке, оказывая на неё давление и стремясь прорваться на «своё место», но встретил сопротивление, не нашёл свободного входа, не нашёл удобного для
себя места. И судьба незнакомки была решена самым счастливым для неё образом.


Святость девственности и ценность пениса в некоторые эпохи приобретали особенное значение, поэтому вполне логична заключительная фраза сказки: «А горошину отправили в кунсткамеру; там она и лежит, если только никто её не украл».

Многозначительно добавление о возможной краже
— потребность в подобной проверке могла возникнуть не только в щепетильной королевской семье. Может быть, именно потому сказка «Принцесса на горошине» и приобрела такую популярность, а её название даже превратилось в поговорку, что архетип девственности выступает здесь наиболее ярко.

Красная шапочка

Есть традиционный взгляд, представляющий волка коварным соблазнителем, а девочку –жертвой. Эрик Берн предложил альтернативный подход , поменяв их роли местами и заметив, что соблазнительницей является сама девочка, посылающая сигналы своей «красной шапочкой» и
откровенно инструктирующая волка о месте проживания бабушки. Этот вариант сейчас не менее популярен, чем традиционный.

Но смена ролей не имеет принципиального значения. Потому что само толкование пары Шапочки и волка, как девочки и мужчины, для привычного нам, устоявшегося варианта текста является некорректным. И я объясню почему. Более того, такое толкование крайне наивно и нелепо в своей наивности.
В этой истории все намного интереснее.
Чтобы понять это, давайте рассмотрим всех персонажей, структуру сюжета и значение символов.
А начнем – с самого начала – с мамы героини.


Роль мамы
Роль мамы в этой сказке отнюдь не эпизодическая, а очень даже ключевая. Именно мама является спусковым крючком всей истории.
Что делает мама? Она выдворяет девочку из своего дома и отправляет к бабушке, живущей в лесной глуши. С какой целью? Формально – отнести пирожки и горшочек масла. Хотя опасности леса матушке хорошо известны.
Это первый ключ, никак не учитываемый в концепции «история соблазнения».


Где отец?
В сказке вообще не фигурирует отец. Есть мама, есть девочка, есть бабушка. Но нет отца. Если бы
эта пустота была случайной, за века существования сказки она заполнилась бы. Но отец за более, чем шесть столетий, так и не объявился. Значит его отсутствие – еще один ключ.


Т.е. мама и дочка живут вдвоем. Личная жизнь мамы или не устроена вовсе, или же, скажем так, неофициальна и скрываема. При этом бабушка вытеснена за пределы дома и уже не мешает. А вот присутствие девочки или даже ее ревность вполне могут быть серьезной помехой. К тому же
девочка растет, взрослеет и близится момент, когда она перестанет быть просто дочерью, а сама станет женщиной, более молодой и привлекательной.

Т.е. возможна и зарождающаяся неосознаваемая ревность со стороны матери. Не будем отметать и пуританские опасения мамы, что созревающая дочка наделает глупостей, «залетит», повторит ее судьбу, разрушит свое и без
того зыбкое будущее. Но такие охранительные переживания могут быть скорее предлогом, нежели истинным мотивом выдворения дочери.
Эта вариативность не принципиальна. Вы можете выбрать ту версию, которая вам ближе. Главное, что объединяет все эти мотивы, – между матерью и дочерью существует скрытый, не вполне осознаваемый, конфликт, который и приводит к выдворению дочери.

Деметра

Деметра (Церера) — архетип всеобъемлющей заботы и постоянного тепла. Он осуществляется через постоянную заботу о близких людях.
архетипы богинь – ДеметраЕсли инстинкт заботы не может реализоваться по какой-либо причине — это приносит большую травму его обладательнице. Для женщины с ведущим архетипом Деметры способом реализации себя в жизни является забота и помощь другим. Если эта женщина
становится матерью, то ее дети — это ее продолжение, она вкладывает в них то, что нужно им, иногда отождествляя себя с ребенком, становясь с ним одним целым. Если такая женщина работает, то как правило, в организациях, связанных с помощью людям.


Строя отношения с людьми, Деметра становится им матерью, и стремится поддержать каждого, альтруистичная, преданная людям и убеждениям до упрямства. Деметра не стремится к статусу в обществе или независимости, самое важное для нее — это создание дружной семьи и близких эмоциональных отношений.


С женщинами Деметра способна устанавливать отношения даже более близкие, чем с мужчинами. Дружба таких женщин строится на их общих интересах, поэтому, как правило, в подругах присутствуют архетип Деметры или Персефоны. Такие отношения могли возникнуть, когда они были, новоиспеченными матерями, и на протяжении многих лет делились своими переживаниями, поддерживая тесный эмоциональный контакт.

Эта дружба держится на постоянной заботе друг о друге, иногда такая забота превращается во взаимозависимость, и это может травмировать их обеих. Деметры стремятся сплотить семью и сильно переживают, если их дети отделяются от семьи и они редко видятся. Для женщины-деметры не свойственна зависть к чужим успехам: единственное, в чем она может завидовать другим женщинам — это их близким отношениям с детьми.
Мужчин Деметра не выбирает и редко влюбляется, а скорее относится к ним, как к мальчикам, которые нуждаются в ее помощи. Она откликается и становится матерью для такого мужчины.


Часто это мужчина творческого склада, который ощущает себя непонятым и недостаточно признанным, могущий позволять себе безответственность и творческий беспорядок. Такой мужчина эмоционально незрел и неспособен к действительно близким отношениям. Деметра принимает такого мужчину, жалеет и ценит его таланты, прощает его капризное и пренебрежительное обращение, если он скажет, что ценит ее доброту, заботу и понимание.
Деметра считает, что мир несправедлив к нему, и ее обязанность — помочь.
Второй вариант развития отношений с мужчиной — это мать семейства. Такие отношения складываются, если мужчина старше ее и видит в Деметре мать его детей.

В таких отношениях Деметра становится доброй матерью своим детям, а ее мужчина — отцом семейства, которое
присматривает за ним и направляет Деметру с ее потребностью постоянно проявлять заботу о всех — даже тех, кто этого не заслуживает.
Женщине, в которой силен архетип Деметры, необходимо своевременно научиться думать не только о помощи кому-то, но и о том, что нужно именно ей.

Гера

Гера (Юнона) — противоречивый архетип. Такая женщина очень непостоянна, зажигательна и ревнива, но в тот же время полностью зависит от того, состоит она в браке или нет.
Архетипы богинь – Гера.


Женщина-гера делает мужчину центром своего мира, если же такой возможности нет, она впадает в отчаяние. Гера живет замужеством — это все, что ей нужно, она больше никого не пускает в свою жизнь, даже дети для нее на втором плане. Она держится на расстоянии от окружающих и старается оградить от лишнего общения и своего избранника.

Для такой женщины весь мир сосредоточен в «нем» — это и содержание, и цель ее жизни. Близкие отношения с мужчиной для нее — эмоциональная защита.
Женщина-гера очень четко очерчивает для себя границы — находясь без мужчины она может иметь знакомых или даже подруг, но, как только в ее жизни появляется мужчина, она сразу меняет к ним свое отношение, и теряет всякий интерес к прошлой жизни. Она полностью отдает себя браку, такие женщины нередко везде сопровождают своих мужчин, интересуются всеми его делами, иногда даже работают вместе с ними.


Общение с женщинами, как правило, происходит в контексте пар. Женщина-гера может продолжительное время общаться с замужними женщинами и дружить семьями, однако это скорее статусная дружба, поскольку если брак подруги по какой-то причине распался, для Геры эта женщина автоматически обесценивается и превращается в угрозу ее браку. Женщины для Геры — это потенциальная угроза, если такая женщина узнает об измене мужа, то скорее обвинит женщину, которая его обольстила, чем своего «идеального» мужчину.


В мужчине Гера ищет уверенность и силу, которая часто выражается в его социальном статусе. Такие женщины уделяют большое внимание внешним сторонам жизни, поэтому часто ошибаются.

От мужчины она ждет надежности и силы, но часто выбирает только внешне успешного мужчину, но в котором присутствует незрелость, авторитарность и безразличие к чувствам других, Гера же узнает о таких его качествах слишком поздно, однако принимает их, поскольку самое страшное для нее — это остаться одной, поэтому она неоднократно требует от своего «Зевса» обещания хранить верность, подсознательно понимая, что это невозможно и что она его не оставит ни при каких условиях.
Женщине-гере необходимы другие богини для полноценной жизни в браке и одиночестве, самая же Гера очень зависима от своего статуса жены.

Герда

Герда – воплощение архетипа путешественника.
Важно обозначить, что вся сказка “Снежная королева” обладает качествами мифа, и может быть рассмотрена с точки зрения мифологической структуры, как конструкции, состоящей из архетипичных образов. Для дальнейшего разбора, я использовала структуру Джозефа Кэмпбелла, описанную в книге “Тысячеликий герой”. Герда предстает перед нами в сказке как абсолютно автономный архетип, проживающий свою историю – архетип путешественника, искателя.


Путь-инициация – это путь, который должен пройти каждый путешественник, столкнувшись с преградами и помощниками. Это путь, символизирующий переход на другую ступень развития, символизирующий взросление.
Итак, по базовой структуре любого мифического путешествия, в сказке присутствуют такие этапы:

  1. Зов к странствиям и отвержение зова. С приходом весны Герда решает, что Кай умер (утонул в реке, что течет за городом). Тут бы Герде и остановиться. Довериться своим чувствам. Признать реальность. Но Герда выбирает другой путь. Она решает идти на поиски Кая, в смерть которого не
    верит. В этот момент Герда ведома сигналами мира: “- Кай умер и больше не вернется! – сказала Герда.
  • Не верю! – отвечал солнечный свет.
  • Он умер и больше не вернется! – повторила она ласточкам.
  • Не верим! – отвечали они.
    Под конец и сама Герда перестала этому верить.”
  1. Преодоление первого порога путешествия. Первый порог всегда является некой границей настоящего, за которой больше нет покровительства, опеки и безопасности. Для Герды таким порогом являлась Река. Области неизведанного, того мира, в который отправляется Герда,
    уплывая на лодке по течению, символически являются открытым полем для проекции содержания бессознательного.
  2. Все что происходит с Гердой дальше – это встреча с миром через собственные проекции и защиты. Отправляясь в путь, Герда как будто не оставляет себевозможности вернуться, передумать, обессилеть, устать, позвать на помощь. Встреча с этими защитами – это обязательное условие на пути взросления в этой сказке. Это путь ради пути: «И девочке почудилось, что волны как-то странно кивают ей; Тогда она сняла свои красные башмачки, первую свою драгоценность (прим. – первую жертву) и бросила их в реку…Лодку
    уносила все дальше; Герда сидела смирно, в одних чулках…».
  3. Путь испытаний. Перейдя через порог, отделяющий мир реальности от мира волшебного путешествия, Герда оказывается в следующей обязательной части мифа – на пути испытаний. На этом пути героиня сказки (как и герой любого мифа) получает много помощи. Возможно, только
    здесь героиня начинает воспринимать мир как ресурсное место, и только здесь узнает о существовании доброго мира, наделенного помогающей и поддерживающей силой.
  • Встреча с Колдуньей. На этом этапе сказания Герда попадает в чудесный сад, в котором живет женщина умеющая колдовать, она стремится оставить Герду у себя, лишая ее памяти и воспоминаний о Кае.
  • Ложная встреча с Каем. Путешествие в замок, в котором якобы живет Кай, который женился на принцессе.
  • Выживание в диком лесу в заложницах у девочки разбойницы.
  1. Как и у каждого героя преодолевающего испытания, на пути Герды встречаются разные помощники: цветы, ворон и ворона, олень, лапландка и финка. Именно благодаря помощникам мир разворачивается дружественной стороной к Герде, предоставляя ресурсы и помощь.
  2. Апофеоз. Кажется, что весь этот путь Герда проделала ради Кая и ради того, чтобы растопить его холодное сердце. НО на самом деле это не так.
    Кай и его нарциссическая травма – это жизненный сценарий Кая.
    А жизненный сценарий Герды – преодоление Пути. Волшебного Пути, который полностью ее изменит. Инициация взрослости. Переход на следующий жизненный уровень. В новый жизненный сценарий. В свой собственный жизненный сценарий. Заключение и выводы или начало и догадки “Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы говорили “тик-так”, стрелки двигались по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, Кай и Герда заметили, что стали совсем взрослыми.”

  3. Путь любого путешественника или искателя – это путь к себе. Ведь на самом деле все персонажи этой сказки и процессы, которые с ними происходят – это метафорическое отображение процесса, что разворачивается внутри личности на пути к взрослению. Только лишь пережив и интегрировав свой собственный “замороженный опыт”, возможно присвоить его себе и пользоваться им в жизни.
    Весь поход Герды за Каем – это и есть поход в психотерапию. Все преграды и испытания на этом пути к себе – это отображение тех процессов и защитных механизмов, которые приходит человек со своим психотерапевтом. Замороженная Лапландия – это место травмы. В гештальт терапии этзамороженные чувства Кая. «…Кай остался один в необозримой пустынной зале, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой…»
    Женщина-колдунья с прекрасным садом – воплощение сопротивления. Состояния, в котором так сладко и приятно оставаться со своей иллюзией,
    “- Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! – сказала старушка. – Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем!
    И она продолжала расчесывать кудри девочки и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая – старушка умела колдовать.”
    Встреча с маленькой разбойницей – это встреча со своей Тенью, которую сложно принять. Задача Тени – помочь Герде. Разбойница дает Герде оленя, который становится ее другом, и благодаря которому Герда находит Кая.
    И, в конце концов, встреча с собственной инфантильностью, проявляющейся в надежде растопить чье-то сердце своими слезами.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *