Первые работы по тематике физиогномики начинают прослеживаться в древнем Китае. Упоминания о ней есть в летописи Цзочжуань (~ 5 век до н.э.). Мыслитель конфуцианской традиции Сюнь-Цзы (см. рис. справа) (~3 век до н. э.) убедительно доказывает, что физиогномика, как система, уже существовала в Поднебесной.
Это было также подкреплено словами китайского философа-энциклопедиста династии Хань Ван Чуна (~1 век н. э.). В «Критических суждениях» пишет: «Человеческая жизнь во власти Неба, это проявляется во внешности, исследуя ее проявления, познается судьба…».
Физиогномика в традиционном Китае, была распространена повсеместно и занимала свою особую нишу. Так из книги двадцать четвертой в шестой главе «Люйши чуньцю» можно прочитать о физиогномике некоего искусного лицечтеца (~600 года до н.э.).
Стоит так же упомянуть о схемах и терминологии распространённой среди физиономистов того времени: «5 вершин» к ним относиться такие части лица как: скулы, подбородок, нос и лоб; «3 двора» (три области, на которое делится все лицо) «верхний двор» — переход от окончания волос и заканчивается у переносицы, «средний двор» — часть от переносицы до конца носа и «нижний двор» — от конца носа и до подбородка.
Надо подчеркнуть, что в настоящее время принято такое же деления лица на зоны. Все части лица дифференцировались по нескольким типам: сюда входило шесть типов глаз, восемь типов носов и т. д., каждому типу соотносился индивидуальный иероглиф.
Так же было различение по контуру лица, и имело 8 типов, которым так же соответствовали свои обозначения. Признаком «хорошей судьбы» являлась гармоничность и симметрия лица. У женщин это круглое лицо (соотносимое с достатком и полнотой в семейной жизни), мужской идеал — это лицо квадратной формы с правильными чертами. Крупные черты считались показателем принадлежности к знати и богатству.
Асимметричность черт, узкий лоб, невыразительный подбородок являлось отклонениями от нормы, это было признаком плохого здоровья и сулило беды носителю данных черт лица. Если лоб, как стоящая стена, он широк, прям и высок — показатель знатного с отменным здоровьем человека. Толстые и крепкие, приподнятые и длинные уши указывали на долголетие. Когда складки у глаз идут кверху, то это был показатель того, что человек будет счастливым.
Полный и толстый нос — означал долголетие. Острый и придавленный подбородок — не займешь почетного положения. Если скулы не выдающиеся и не заметны, то это признак ничтожности человека и ему грозит ранняя смерть.
Западная физиогномика была заложена, как считается, великим философом и ученым Аристотелем (см. рис. слева). По внешности он мог распознать характер человека и его темперамент. Некоторые выдержки из его работ по физиогномике: «Если люди имеют большие лбы, то они медлительны в движениях; если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию; если же у них лбы закруглённые или выпуклые, то они вспыльчивы.
Прямые брови являются признаком мягкого нрава. Жестокость характера выражается бровями, которые закругляются к носу. Если брови при этом сходятся друг с другом, тогда, возможно, главной чертой характера является ревность, низкостоящие брови — признак зависти». «…если глаза, то бегают, то неподвижны, то занимают середину между тем и другим; первое указывает на неуверенность, второе на бесстыдство, последнее на доброту».
Аристотель заложил базу, на которую опирались все последующие продолжатели, в своих наблюдениях и исследованиях. Он говорил, что по особенностям строения черепа можно судить о темпераменте и характере человека. Можно с помощью сравнения выделить ряд сходств между отдельным представителем различных рас, сравнить и проанализировать индивидуальные признаки разных
народов, вычленить общий, индивидуальный их характер по выраженности определяющих внешних черт.
По характерным лицевым потернам определённых эмоциональных состояний (страх, гнев, радость) индивидуального человека можно сделать вывод, что именно это эмоциональное состояние присуще для него, и является его индивидуальной особенностью. Как пример, если у человека превалирует эмоция страха на лице, то человек, скорее всего, боязлив и неуверен.
К физиономистам можно причислить древнегреческого учёного и философа Теофраста, а также Гиппократа с его рядом работ и наблюдений по этой тематике, на которые в свою очередь опирался в дальнейшем Аристотель. Как яркий пример ~340 года до н. э.
Аристотель писал по теме, озвученной еще Гиппократом: «Если люди имеют большие лбы, то они медлительны и в движениях, если у них широкие лбы, то они легко подвержены безумию, если у них лбы закругленные или выпуклые, то они вспыльчивы».
Гиппократ был древнегреческим врачом, в своих работах он показывал, что по рукам и лицу человека можно понять о его здоровье и темпераменте человека, понять какими заболеваниями он страдает.
Он использовал физиогномику для врачевания и диагностирования заболеваний. И по сей день в медицине есть термин «маска Гиппократа» (синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота, заострённый нос, запавшие глаза) — характерный признак больного при перитоните.
Аристотель первым обобщил и систематизировал данную проблематику в трактате «Physiognomica», которому удалось дожить до нашего времени. Есть предположение, что данный труд является продуктом его «школы», а не созданный философом непосредственно. Совместно со своими сторонниками он полагал, что черты лица и его мимические потерны описывают типаж людей, их уровень интеллекта, одаренности и
способности. Эти исследования определили вектор последующего развития физиогномики на 2000 лет вперед. Однако, научных обоснований, как таковых, в описаниях лиц у Аристотеля не было, они имели только характер рассуждений.
Такие знаменитости как Сократ (469—399 года до н.э.), Платон (428 — 348 года до н.э.), математик и философ Пифагор (VI век до н.э.) также увлекались физиогномикой, их продолжателем и был Аристотель. Потом были ученые Древнего Рима и Греции — врачи Гален (129 — ~ 200) и Цельс (начало I века н.э.), древнеримский политик и философ Цицерон (106 — 43 до н.э.), Плиний Младший (61 — ~ 113 н.э.).) и ряд других, внёсших вклад в развитие изучения лиц людей, наполняя и дополняя физиогномику и подогревая к ней научный интерес.
Надо подчеркнуть, что еще в древности физиогномика считалась наукой, с ней считались и на нее полагались, как на неоспоримую истину. Все это благодаря тому, что на тот момент имелось достаточно большое количество трактатов и сочинений по данному направлению.
Из всего многообразия до нас дошли четыре труда: так называемый учебник Аристотеля (конец IV — начало III века до н.э.); трактат ритора Полемона из Лаодикеи II века н.э.; труд философа, врача и ученого IV в. н.э. Адамантия и трактат «De physiognomonia» неизвестного автора IV века н.э.».
Физиогномика средневековья и возрожденья представлена плеядой выдающихся ученых, одним из ярких представителей которых был философ и врач Ибн Сина (см. рис. слева), он же Авиценна (980—1037) из средней Азии, который был почитателем Аристотеля и часто ссылался на него, когда речь шла о мимике лица. Он использовал и свои наработки в этой области для определения диагноза и оценки состояния пациентов.
В средневековой Европе произошло сепарирование физиогномики, как таковой. Данная «наука» была гонима церковью и приравнивалась к черной магии.
Эпоха Возрождения стала тем свежим ветром, который разогнал тьму окутавшую физиогномику в средние века. Создал предпосылки для возникновения новых течений и направлений и оживил интерес к ней. В 1477 г. выходит книга ученого Иоанна Скота. Следом выходят достаточно объёмные наработки Леонардо да Винчи (1452—1519). Появляться понятия выразительности лица, происходит анализ закономерностей строения лица и его пропорций.
Непременно стоит упомянуть неаполитанского ученого физиономиста Джованни Баттист делла Порт (1538—1615). Его основным трудом в этой области считается труд «Физиогномика человека».
Так же стоит отметить, что его последователем был известный швейцарский священник Иоганн Лафатер (см. рис. справа) (1741—1801). Имея талант к исследовательской работе и обладавшим незаурядным логическим мышлением и потрясающей интуицией, к тому же имеющий возможность сопоставлять лицо человека с тем, что он мог узнать от него на исповеди. Сделало его самым известным физиономистом своего времени.
Им были записаны тысячи хорошо изученных им лиц, что помогло обобщить и сделать выводы о взаимосвязи формы профиля и характера человека.
Он полагал, что строение черепа и лба проецируется умственная жизнь человека; лицевые мускулы, очертаниях носа и щёк — носят отражение его внутренней и моральной жизни; линия подбородка и складки рта отражают чувственные и животные качества наблюдаемого.
Им было опубликовано огромное количество работ, такие как: десятитомный фолиант «Искусство познания людей по физиономиям»; работа «Фрагменты физиогномики», изданная в 1775 и 1778 гг.
Его труды были переведены на различные языки, и специалисты в течение 100 лет опирались на них. Известный врач и анатом австрийского происхождения Франц Йозеф Галль (см. рис. слева) (1758—1828) попытался создать свое независимое направление.